СИМФЕРОПОЛЬ, 6 июл — РИА Новости Крым. Уличные музыканты играют и на флейтах, и на саксофонах, на барабанах, под сенью пальм на южном берегу и в тени строительных заборов на пешеходных улицах Симферополя. Играют дети, студенты и исполнители с консерваторским образованием, одни – надеясь повторить путь музыкантов "Ундервуда", тоже начинавших играть на набережных Ялты и Алушты, другие – в расчете накопить на сапоги и коммуналку. В крымских министерствах культуры и туризма, между тем, дружно выражают обеспокоенность, что уличные музыканты могут "вредить имиджу курорта".
"Эх, для души бы чего-нибудь спели", – прросит с тоской в глазах тощий парень-работяга, электромонтажник Андрей из Вологды.
"Антонов не годится?" — спрашивает музыкант.
"Не-е-ет, для души – это Анна Герман", — отвечает рабочий
Электромонтажникову душу уличные музыканты не потешили: во-первых, они Герман не поют, а во-вторых, говорят – заплатить бы надо, в коробочку… А то уже много спели, а работяга из Вологды все бесплатно тоскует.
Женщина в белом стоит под пальмой на набережной Ялты со скрипкой. Мимо проходят курортники с большими сумками, девушки фотографируются на фоне маяка и мачт, изогнув изящно ручки над парапетом. Подбегают изредка дети, бросают монеты или небольшие купюры в скрипичный футляр. Ольга Шилина шестой год играет на улице, устремив в море взгляд как у Ассоль из романа Грина.
Улица приносит оркестровому музыканту с консерваторским образованием примерно такой же заработок. Летом бывает и больше. Зимой – меньше.
"Вон там, – показывает Ольга налево, – квартет с инструментами играет, из нашего оркестра. И вот тут, – показывает направо, – еще одна группа из наших".
Министерство курортов и туризма Крыма призвало администрации курортных городов полуострова систематизировать выступления уличных музыкантов на территории открытых городских пространств. Выделить им отдельные площадки, которые можно бронировать на нужные дату и время, согласовывая с местным управлением культуры исполняемый репертуар. Приглашать самых интересных играть и петь на фестивалях и праздниках. Чтобы все было не стихийно-улично, а культурно-организованно, как в Москве с тамошним проектом "Музыка в городе. Уличный музыкант". При этом исполнители под пальмами должны быть трезвы, опрятно одеты и не пользоваться звукоусиливающим оборудованием, дабы не распугивать курортников.
"Министерство культуры Республики Крым разделяет обеспокоенность, что нынешний формат выступлений уличных музыкантов в городах Республики Крым не соответствует современным требованиям", – вторят в республиканском Минкультуры.
В Ялте музыканты в своих скрипичных футлярах, куда собирают монетки и купюры, носят, помимо инструмента, официальный документ – изрядно помятое разрешение на выступление, выданное городским управлением культуры. Нет-нет да и пройдется по набережной полиция, "разделяя обеспокоенность": говорят, что в администрации города хранится не одна жалоба от жителей на шум, поднимаемый творческой интеллигенцией с ударной установкой, подключенной к звукоусилителю.
В Симферополе уличные музыканты играют "несистематизированно" и "бесконтрольно". Договариваются заранее между собой, кому играть на перекрестке пешеходных улиц. В управлении культуры отвечают, что уличные музыканты в городе никому не доставляют ни беспокойства, ни хлопот.
"Они же к нам не относятся – вряд ли они вообще к кому-то относятся. У нас есть наши подведомственные учреждения: музыкальные школы, парки, библиотеки, детские фестивали и конкурсы – мы занимаемся этим", — добавляет специалист.
Невысокий парень с красивым тенором, поющий для души симферопольцев "Браво", "Арию", Антонова и "Темную ночь", выступает так, как будто он и в самом деле – ни к кому не относится. Потому что он слепой.
Степан учился эстрадному вокалу в симферопольском колледже культуры и искусств. Руслан – самоучка. Оба подростками начинали играть в командах, дружили. Потом Степан пять с половиной лет работал у станка слесарем-сборщиком, Руслан – на стройке. А потом они решили, что улица все-таки лучше.
"Улица – это свобода. Мы делаем любимое дело, а нам за это еще и платят. В Ялте вчера были, в Алушту ездим, в Гурзуф, Степана в Ижевск пригласили осенью. Ни под кого подстраиваться не надо, как в клубах, где поешь то, к чему душа не лежит, и пьяные донимают", — рассказывают парни.
"Если ты играешь честно, без фальши, хорошую музыку, то это не сбор подаяния, это бесплатный концерт для города. Это работа", – делится Руслан.
К концу второго часа выступления в коробочке под ногами незрячего тенора Степана лежит около тысячи рублей. Тут, говорят музыканты, как на рыбалке: то клева нет, то большая рыба сама идет. Бывает, редко, конечно, пятитысячную купюру положат, или 100 долларов, когда в душу прохожему попадут, а бывает почти пусто.
"Улица – вообще хороший учитель. Унизительно ли петь на улице? Я так думаю: любишь летать – научись падать. Здесь хорошо связки тренировать: то влажно, то холодно, то жара, — можно воспринимать улицу как возможность все время репетировать, как ступень в своей жизни. "Ундервуд", которые спели "Гагарин, я вас любила…" – тоже на набережной Ялты начинали", — говорит Степан Гончаренко.
Их все видят и слышат. Уличные музыканты – кто с азартом (за него хорошо платят), кто с печалью (тоже можно конвертировать), играют для публики, которая всегда уходит. Большие города и туристические центры немыслимы без вечернего живого звука, идущего откуда-то из-под пальмы, где вперемешку: и ноктюрны, и брейк-данс на одном пальце, и военные песни вместе с шансоном.
"Сегодня мы в основном веселые песни поем. Но вот и лирика. Степа, что это за песня?", — спрашивает Руслан.
"Это для меня ялтинские музыкант и поэт написали. Красивая", – отозвался Гончаренко и взял микрофон, опустив глаза.