МОСКВА, 26 мая — РИА Новости, Альфия Еникеева. Корейцы варят к обеду шелкопрядов, африканцы жарят гусениц, а мексиканцы готовят суп из муравьиных яиц. В западных странах, где насекомых традиционно недолюбливали, уже делают хлеб из сверчков, протеиновые батончики из червей и консервы из пчел. РИА Новости разбиралось, зачем люди употребляют в пищу насекомых и насколько это полезно.
Вкусно, безопасно, недорого
В США и ЕС разведение насекомых на специальных фермах и изготовление из них продуктов питания стремительно набирает популярность. Как показали исследования ученых Вагенингенского университета (Нидерланды), выбросы парниковых газов, связанные с культивированием личинок насекомых, почти в десять раз меньше, чем при производстве говядины (сравнение проводилось по объему выделенного углекислого газа на килограмм полученного белка). Совокупная площадь земель, используемых для выращивания насекомых, в 14 раз меньше общей территории животноводческих хозяйств.
"Культивирование насекомых действительно намного безопаснее с экологической точки зрения, и такая еда невероятно полезна для здоровья. Если взять сверчков, то кроме высокого уровня белка — около семидесяти процентов — в них содержится много железа, кальция, жирных кислот омега-3 и омега-9, есть витамин В12. Где такой набор еще встречается?" — соглашается с выводами исследователей Сергей Макаров, основатель сверчковой фермы недалеко от Минска.
Традиции не позволяют
На его ферме сверчков выращивают и замораживают в вакуумной упаковке при температуре минус тридцать градусов. В таком виде членистоногие попадают в ресторан или на предприятие, где их зажарят в масле или приготовят из них муку. Подобные фермы открываются в США и Европе, а в азиатских странах их очень много. В Японии разводят специальных пищевых пчел, в Китае вареными и жареными употребляют в пищу куколок шелкопряда, оставшихся от производства шелка. В России столь масштабных насекомоводческих хозяйств нет.
"Наши люди просто к этому не привыкли. Это связано не только с культурными установками, но и с теми видами насекомых, которые водятся на территории России. Они все небольшого размера. Ими очень трудно наесться. В Юго-Восточной Азии насекомые крупные. Поэтому там с самого начала имело смысл употреблять их в пищу", — объясняет энтомолог Сергей Синев, заместитель директора по научной работе Зоологического института РАН.
Полезные, и по вкусу как креветки
"В насекомых много белка. Их внутренности, мышцы — это все вкусно и полезно, а холестерина нет. Из наших российских видов к столу сгодились бы кузнечики и саранча. Они по вкусу как креветки. В основном встречаются на юге страны, в Астраханской области, Калмыкии. Но в России это не очень распространено. Хотя мои московские студенты как-то жарили мучнистых червей и ели их как семечки", — рассказывает Олег Горбунов, ведущий научный сотрудник Института экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН.
Азиатскую саранчу (Locusta migratoria), встречающуюся на юге России, в Астраханской области и Калмыкии, можно было бы употреблять в пищу.
Кроме того, в насекомых (тараканах, жуках, кузнечиках и мухах) много жирных кислот омега-3, важных для нормального функционирования мозга и зрения. В случае необходимости они могут стать хорошей заменой рыбе.
Трудноперевариваемые панцири
Единственная проблема, с которой сталкивается любитель насекомых, — хитин. В природе это вещество придает жесткость панцирям членистоногих и, как утверждают специалисты, практически не переваривается человеком. В частности, именно из-за высокого содержания хитина диетологи не рекомендуют злоупотреблять грибами.
Как бы то ни было, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН призывает все страны обратить более пристальное внимание на съедобных насекомых. Согласно докладу организации, к 2050 году население Земли достигнет девяти миллиардов человек, и потребность в белке животного и растительного происхождения вырастет вдвое. Однако уже сейчас под сельхозугодья отдано почти семьдесят процентов поверхности нашей планеты. В таких условиях выращивание и употребление в пищу насекомых выглядит наиболее вероятным способом преодоления грядущего продовольственного кризиса.