Евгений Бондаренко, автор серии фильмов о полуострове "Все о Крыме"
Лишь семьдесят лет спустя было принято решение о восстановлении собора Святого Александра Невского в Симферополе, взорванного в 1930-м году. Сегодня уже поднялись над городом белоснежные стены, засияли золотом купола и разносится над городом колокольный звон.
Однако недостаточно построить храм и украсить его снаружи, необходимо также произвести отделку его интерьера. Нам удалось заглянуть в храм и увидеть, как создаются монументальные творения, познакомиться с секретами храмового искусства и даже побеседовать с теми, кто дарит прихожанам эту красоту.
Сегодня внутреннее пространство собора загромождено строительными лесами и напоминает огромную мастерскую. В нижней части пока темно, но сверху, через лес железных труб и деревянных подмосток, пробиваются лучи света, доносятся звуки и слышатся голоса. Чтобы оказаться наверху, нужно подниматься по узеньким железным лесенкам, пролезать в небольшие квадратные люки, цепляться за стойки и перекладины, но, чем выше, тем светлее и светлее…
Перед золочением требуется тщательная подготовка поверхности – приходится наносить до семи слоев, среди которых натуральная олифа, масляная краска, масляный лак, и специальный клеящий лак – мордан, сваренный по старинным рецептам. После высыхания всех слоев, наступает самый ответственный, можно даже сказать, ювелирный процесс – золочение.
Когда держишь в руках небольшую книжечку в 60 листов, размером всего 9х9 см, чувствуешь легкое волнение. Шутка ли, книжечка эта не простая, а, в буквальном смысле, золотая! На обложке так и написано: "Сусальное золото". Между тонкими страничками еще более тонкие листочки самого настоящего золота высочайшей пробы! Всего шестьдесят пластинок, похожих на разглаженную фольгу от шоколадных конфет, общий вес которых, только представьте, всего 1,4 грамма!
А теперь давайте познакомимся с теми, кто творит такие чудеса, и узнаем, что нужно сделать, какой путь пройти, чтобы стать мастером, которому доверяют расписывать самый главный храм Республики.
На счету живописца благоукрашения храмов России, Азербайджана, Италии, Испании, но он не любит их считать, тем более, выделять какой-то – все как один милы сердцу, в каждом осталась частица души.
"Не важно, какого статуса церковь, каких размеров, где находится, – говорит Владимир. – Для живописца каждый храм по-своему дорог и любим. И лучшего среди них не бывает, потому что всегда делаешь свое дело с любовью и Богом в сердце. А иначе нельзя, иначе не получится".
На отдельных этапах отделки привлекаются разные работники. Это крымчане и те, кто приехал с материка. Главных и незаменимых помощников всего двое – позолотчик Виктор Лазаренко из Сергиева Посада и живописец Антон Федосов из Звенигорода, Московской области. В багаже художников многолетний опыт и роспись самых разных храмов. Так что совсем не случайно оказались они на строительных лесах под куполом Крымского кафедрального собора.
"Сколько помню себя в детстве – всегда что-то рисовал", – с улыбкой рассказывает Антон. Еще во время учебы в школе, после занятий, он бежал в школу художественную, и так на протяжении четырех лет. После окончания – художественное училище – еще пять лет. Затем работал по специальности, и, наконец, поступил в Академию, где совершенствовал знания. Итого 15 лет учебы.
Аналогичная история у Виктора – учеба, работа, пленэры, выставки, снова учеба и снова работа. Виктор – тот самый "ювелир", что украшает интерьер храма золотом.
При работе с сусальным золотом необходимо проявлять крайнюю осторожность – одно неловкое движение, и золотой листочек сомнется или порвется. После его наклейки нужно еще тщательно выровнять края – сделать "вышпаровку". Этим ответственным делом занимается девушка с замечательной улыбкой – Алиса Павленко. Она подмастерье, но даже на эту должность не годится кто угодно. Подмастерье – это обязательно художник, причем, по призванию и, конечно, талантливый.
Алиса – дочь одного из крымских священников и чувствует двойную ответственность за свою работу.
"Золотой человек, бессребреница, истинная христианка, – отзывается о ней Владимир. – Не только свою работу делает качественно, но еще и за нами приглядывает – и мусор уберет, и порядок наведет. Не боится никакой работы".
Не удивительно, что поступление в художественное училище после школы было как само собой разумеется. Затем армия, институт – живописно-педагогическое отделение.
В "Строгановку" с первого раза не поступил. И со второго тоже. Набор на отделение монументально-декоративной живописи был всего восемь человек! А ехали со всей страны. Во ВГИК поступить было легче! Так что, студентом он стал только на третий год.
"Мечтал ли я быть художником… Сложный вопрос. Думаю, подсознательно, я с самого начала знал, что буду им, хотя при этом увлекался и чем-то другим".
Таким образом, когда вновь поступило предложение из Крыма – на этот раз уже российского, да еще и о росписи такого храма, Владимир согласился не раздумывая: "Крым для меня не чужой, именно здесь началась моя творческая биография после окончания института. Первые выставки, вступление в Союз художников – все было здесь".
Для первого знакомства с храмом и согласования концепции проекта Владимир специально прилетел на один день из Италии, где он расписывал церковь Святителя Николая Чудотворца в русском подворье города Бари. В Симферополе ранним утром живописец осмотрел храм Александра Невского, а в 10.00 собрался совет во главе с Владыкой. Чтобы не терять времени, было принято решение сделать лишь основную часть эскизов и сразу приступить к отделке интерьера. Это было в начале 2016 года.
Роспись храма началась с самого верха – свода под главным куполом и барабана, и это, пожалуй, было самым трудным этапом. Места мало, отойти, чтоб посмотреть издали, некуда. Кроме того, необходимо учитывать кривизну поверхностей, а также, брать во внимание то, что изображения, особенно лики, пишутся наверху, а смотреть на них будут снизу, под большим углом. Это, несомненно, исказит изображение. Художник должен заранее учитывать такие нюансы и намеренно растягивать картинку, компенсируя искажение при взгляде снизу.
Это невероятно сложный и кропотливый процесс, но, разве думаем мы об этом, когда приходим в храм и, задрав голову, в немом восхищении любуемся совершенством росписи его стен и сводов.
Сегодня множество людей самых разных профессий трудятся на благо полуострова: одни строят Крымский мост и трассу "Таврида", другие – тепловые электростанции и новый аэропорт, а кто-то возрождает памятники истории и культуры, традиции крымчан, в том числе, на примере Александро-Невского собора.
Осталось совсем немного ждать, когда будет полностью восстановлен храм – не только как кафедральный собор, но и как прекрасный образец архитектуры. Скоро воссияют святые лики на его стенах, как немой укор и, одновременно, торжество справедливости. Но, зайдя в храм, не забывайте также о тех, кто создает эту красоту, о том, как это дается и чего стоит ремесло, что с давних пор верно служит промыслу Божьему.