Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра
Для США Черноморский регион служит зоной интересов, без контроля над которой возможности проведения эффективной политики в Европе, Центральной Азии и на Ближнем Востоке сокращаются. При этом Болгария и Румыния, будучи членами НАТО и ЕС, рассматриваются в качестве форпоста продвижения здесь американских интересов, Украина и Грузия – санитарной зоны, ограничивающей усиление России, а Турция и Россия в качестве государств, стремящихся вести самостоятельную региональную политику и оградить себя от расширения присутствия внерегиональных игроков.
На саммите НАТО 2014 года в Ньюпорте было принято решение о развертывании сил быстрого реагирования численностью порядка 4 тысяч человек, готовых в 48 часов к отражению "российской угрозы странам альянса", при этом основное внимание уделялось двум фланговым направлениям – балтийскому (основное) и черноморскому, в котором главную роль играли Болгария и Румыния.
На фоне растущей напряженности между странами НАТО и Россией в 2016 году прошел саммит НАТО в Варшаве, где в очередной раз было заявлено о "незаконной и нелегитимной аннексии Крымского полуострова, которую альянс не признает сейчас и не признает в будущем", а также о российской поддержке нестабильности в Донбассе. Фактически был утвержден курс на стратегическое сдерживание России. Тогда США заявили о "возвращении в Европу" в рамках адаптированного передового присутствия. На этот раз акцент был сделан на усилении прежде всего в Черноморском регионе: в Румынии была развернута бригада численностью в 5 тысяч человек.
Накануне саммита Румыния под предлогом угрозы проведения российских десантных операций предложила сформировать механизм сдерживания России за счет создания морской группировки НАТО в Черном море на ротационной основе. Примечательно, что ссылаясь на "российскую угрозу", сама Румыния строит планы по расширению своего влияния в черноморском регионе с опорой на поддержку со стороны США и авторитет НАТО и ЕС. При этом приоритетная работа с "румынами повсюду" свидетельствует о ее интересах, выходящих далеко за пределы национальных границ. Апелляции к общеевропейским интересам часто призваны лишь замаскировать территориальные претензии Румынии к соседям, прежде всего, направленные на аншлюс Молдавии и в перспективе на украинские территории.
Дело в том, что с 1936 года режим прохода черноморских проливов регулируется конвенцией Монтре, названной так по месту ее подписания. Согласно ее положениям, через Босфор и Дарданеллы в мирное время могут беспрепятственно проходить только боевые корабли любого класса черноморских государств, в то время как для внерегиональных держав установлен лимит как по суммарному тоннажу (до 30 тыс тонн), так и по времени непрерывного пребывания – до 21 суток. Также налагается полный запрет на проход через проливы авианосцев. Турция, даже будучи членом НАТО, стремится четко придерживаться положений конвенции, прекрасно понимая, что она гарантирует сохранение турецкого влияния в регионе, делая его закрытым. И в этом объективно совпадают российские и турецкие интересы.
Таким образом, проход очередного американского эсминца в Черное моря – это не единичный инцидент, а элемент системных действий, затрагивающих интересы всех черноморских стран.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции