Ее манеру игры на фортепиано сравнивают с танцем и занятием любовью. Ее сольный концерт в нью-йоркском Карнеги-холл открывал сам Дональд Трамп, в ту пору известный американский бизнесмен и телеведущий, а ныне — президент США. Музыкальный австралийский журнал Limelight включил ее в ТОП-10 "икон стиля" среди исполнителей классической музыки за роскошные в прямом смысле сценические костюмы, которые, по ее словам, просто отражают ее личность. Американская пианистка, представительница Российской фортепианной школы Лола Астанова рассказала в интервью "Sputnik Mundo" о том, почему не нужно превращать классическую музыку в музей, роле моды в культуре и поклонниках.
– Расскажите, пожалуйста, о вашей творческой деятельности. Как давно занимаетесь музыкой? Как сложилась ваша любовь к фортепиано?
– Когда вы переехали в США, и почему было принято такое решение?
– Я переехала в США в начале 2000-х. Основной мотивацией в этом решении была карьера. Я не первый человек, проделавший подобный путь, и даже в классической музыке Рахманинов, Горовиц и многие-многие другие прошли по этой дороге до меня. Я хотела идти вперед, и Америка открыла для меня возможности, которых более не было нигде. Это не значит, что было легко. Отнюдь. Как в любом сложном обществе, в США есть много проблем, но обший вектор всегда направлен на успех. Дальше — все зависит только от тебя.
– Классическая музыка ассоциируется со строгим и сдержанным стилем одежды. Как вам пришло в голову сломать эти стереотипы?
Я занимаюсь живым искусством, которое имеет пульс, дыхание, инстинкты, чувства, мысли. У меня не стоит специальная задача "ломать стереотипы", я просто занимаюсь любимым делом так, как я его чувствую, и я рада, что это трогает и вдохновляет много людей. А те, кому это не нравится, могут продолжать наслаждаться гербарием.
– Какое будущее у классической музыки, на ваш взгляд?
– Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие "классическая музыка". Если речь о консервативных, академических, скучных концертах, где от исполнителя требуется быть только безликим "нажимателем клавиш", то у нее нет будущего. Какое будущее, к примеру, у езды в карете? Этот формат мертв, не имеет ничего общего с сегодняшней жизнью и никого, кроме очень узкой группы людей, не волнует. Но если речь о классике как об источнике вдохновения и профессионального роста, как о блестящих искрах человеческого креатива, из которых вышла вся современная музыка, о классической музыке как о примере артистической свободы и безграничности артистического выбора, то ее ждет очень яркое будущее. И я надеюсь, что мои новые работы смогут это подчеркнуть.
– Какие качества характера помогли вам добиться успеха?
– Я полагаю, мое самое ценное качество — это умение фокусироваться, блокировать шум и отвлечения и доводить все до конца. Думаю, это основа успеха в любом деле.
– Из каких стран больше всего у вас поклонников? Есть ли из Латинской Америки?
– Какие самые необычные награды, которые вы получали?
– Я не знаю, если какие-то из моих наград можно назвать необычными. Однажды после концерта мне подарили шоколадный торт в виде рояля, что, конечно, было и сладкой, и необычной наградой (смеется). Самой последней наградой стала телевизионная премия Emmy, которую получил фильм с моим исполнением Rhapsody in Blue Гершвина.
– Что вы любите помимо музыки? Есть ли какое-то хобби?
– Я увлекаюсь косметикой и всегда делаю свой собственный макияж. И вообще, я люблю моду и с интересом слежу за ней. Модельеры входят в число крупнейших художников нашего времени, и мода — это без сомнения огромная часть нашей культуры и нашего восприятия мира.
– Есть ли связь между вашими нарядами и произведениями, которые вы исполняете? Как вы подбираете образы?
– Да. Когда я подбираю наряды для выступлений, то думаю, прежде всего, о репертуаре, а также о месте концерта и аудитории. Я хочу, чтобы мои наряды выглядели ярко и органично, ведь это часть моего представления. Для людей в аудитории концерт — это особое событие, которого они ждали и за которое заплатили немалые деньги. Последнее, что они хотели бы видеть на сцене, — это помятую фигуру, которая только вывалилась из кровати и вышла на сцену, чтобы механически пробежать через очередной набор нот.
– Традиционный вопрос о планах. Над какими проектами вы работаете, чего зрители могут ожидать от вас в ближайшее время?
– Ближайший год обещает быть очень интересным. Во-первых, выйдет документальный фильм "Путешествие в Театр Тишины" о моем уникальном концерте с Андреа Бочелли. Режиссер фильма Алина Дианова-Сицилиано смогла сделать его не только информативным, но и визуально захватывающим. Во-вторых, я и Степан Хаузер из 2CELLOS готовим дуэтные записи и концертную программу, которые, вероятно, поломают еще несколько стереотипов о классических музыкантах (смеется). Наконец, выйдут в свет мои собственные оригинальные композиции, которые до сих пор хранились под грифом "секретно". Надеюсь, они понравятся моим верным поклонникам и завоюют много новых сердец.