СИМФЕРОПОЛЬ, 16 авг – РИА Новости (Крым). Попытки украинских историков представить Запорожскую Сечь как уникальное государственное образование с практически образцовой формой демократии не выдерживают критики. Несмотря на свою храбрость и военную выучку, у запорожских казаков не было государственной идеологии, они вели образ жизни военных наемников. Такое мнение высказал директор Центрального музея Тавриды, историк Андрей Мальгин на радио "Спутник в Крыму" в эфире, посвященном 242-й годовщине манифеста Екатерины II о ликвидации Запорожской Сечи.
"Запорожская Сечь не была государством. Это была орда, православное племя, которому мало что препятствовало предложить свои сабли тем, кто в них нуждался. Казаки не брезговали нападениями и на своих православных сородичей. Мы знаем массу случаев, когда запорожские казаки участвовали и в польских походах на Русь, зачастую поддерживали набеги крымцев и ногайских татар на пограничные территории, совершали достаточно дерзкие и разрушительные нападения на Молдавию, которая тоже была православной", – отметил Мальгин.
По его словам, запорожские казаки были храбрым и на многое способным, но при этом очень неустойчивым воинством, которое в сложных условиях могло повести себя непредсказуемо. Во многом это и обусловило решение императрицы Екатерины II ликвидировать это формирование.
"Запорожская Сечь занимала очень важное и уязвимое положение на российских границах. Именно в Запорожье сходились границы трех больших государств: Российской империи, Речи Посполитой и Османской империи, а впоследствии Крымского ханства. Ее нахождение в такой сложной точке вызывало особое внимание царского двора. Нахождение здесь почти неконтролируемого военного сообщества могло в любой момент закончиться непредсказуемо. С этой точки зрения вполне понятным становится желание Екатерины II и российского командования как-то эту проблему разрешить", – пояснил эксперт.
При этом Мальгин подчеркнул, что после выхода манифеста Екатерины II большинство запорожских казаков осталось на службе Российской империи.
"Запорожское казачество преобразовывалось, и к концу правления Екатерины II князь Потемкин предложил создать из ядра запорожских казаков новое казачье войско и поселить его на границе. Для них было выделено место в низовьях Кубани. Сообщество, которое мы называем кубанскими казаками, – это запорожцы, поселенные на новых территориях. По мере того, как Россия расширяла свои границы, необходимость нахождения таких сообществ в тылу русских войск отпадала", – заключил историк.
14 августа 1775 года Екатерина II издала манифест "Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии". Значительная часть казаков вступила в ряды официальных воинских частей. Бывшие казацкие старшины уравнивались в правах с дворянством, прочим предлагалось вступить в ряды гусар или драгун.
Казаки, не смирившиеся с манифестом, ушли под власть турецкого султана и основали в дельте реки Дунай Задунайскую Сечь.