КИЕВ, 15 авг — РИА Новости (Крым). Украинское руководство "Меджлиса крымско-татарского народа" (запрещенная в России организация) лоббирует организацию автономии крымских татар в Херсонской области — со своими землями, властью и войсками, пишет Украина.ру.
Существование такого поручения ранее подтверждали журналистам в Конституционной комиссии парламента. Напрашивается вопрос — Крым не находится под контролем Украины, так что какое значение кроме символического может иметь изменение статуса несуществующей АРК в составе оной?
Но ведь меджлисовцы — люди практичные и явно хорошо просчитали пользу для себя от нового закона здесь и сейчас.
Во-вторых, это дает возможность для легализации крымско-татарских вооруженных формирований, чего давно добивались как их командиры, так и меджлис.
Экс-лидер меджлиса (1991-2013 годы), а ныне уполномоченный президента Украины по делам крымско-татарского народа Мустафа Джемилев заявил 1 августа 2015 года в выступлении на II Всемирном Конгрессе крымских татар в Анкаре: "Сейчас принято решение о создании мусульманского батальона, который будет подчинен министерству обороны Украины и который преимущественно будет дислоцироваться в приграничной с Крымом Херсонской области… Этот же батальон может быть использован… после освобождения Крыма от оккупации — для обеспечения правопорядка и предотвращения на полуострове разного рода возможных беспорядков".
Однако, ни один из "мусульманских батальонов" так и не был легализован в ВСУ. Помимо расформированных летом 2015 года в рамках ликвидации добровольческих батальонов осталась одноименная рота в рядах полка Нацгвардии "Днепр-1", созданный в 2016 году Ленуром Ислямовым "батальон имени Номана Челебиджихана" и, о чем часто забывают, военизированные отряды меджлиса на Херсонщине.
В том же материале опубликована фотография — камуфляжная форма этого "батальона" с крупно взятым шевроном на рукаве: на синем фоне (голубой — цвет крымско-татарского национального флага) надпись "Территориальное подразделение" и далее латиницей "Millet. Vatan. Birlik" (по-крымско-татарски "Нация. Родина. Единство").
Эти формирования могли быть легализованы как батальоны спецназначения или роты патрульной полиции МВД АРК, пока что действующие вне ее территории.
В-третьих, меджлис уже давно продвигает возможность создания крымско-татарской национальной инфраструктуры на территории Херсонщины, и прежде всего, того же Генического района, — в том числе в формате структур АРК.
"Расширить на сегодняшний день границы Автономной Республики Крым, чтобы решать многие вопросы оперативного управления АРК", — предложил 8 августа 2014 года на пресс-конференции в Киеве руководитель меджлиса Рефат Чубаров. Об этом там заявил и Джемилев: "Создать территорию, которая является частью Республики Крым".
Позже лидеры меджлиса снова возвращались к этой идее. "Речь шла о том, чтобы присоединить Генический район к АР Крым. А потом, создать вместо оккупированного Крыма свободную администрацию там, в Геническе, — рассказал 6 октября 2014 года на брифинге в Украинском кризисном медиацентре (Киев) об итогах своих недавних встреч в верхах Джемилев. — Эта идея понравилась и премьер-министру, и президенту, но она, к сожалению, противоречит Конституции".
Официального присоединения юга Херсонщины к крымско-татарской республике не последовало, и Джемилев стал лоббировать его осуществление иным путем.
"В той же Херсонской области мы считаем целесообразным сконцентрировать всех наших соотечественников, которые вынуждены сейчас покидать свою родину и расселяться в других областях Украины… [Это] даст возможность построить и открыть там национальные школы и культовые учреждения", — говорил экс-лидер меджлиса на II Всемирном Конгрессе крымских татар в Анкаре.
"Факультативное изучение родного языка (крымско-татарского — ред.) у нас теперь в школах Счастливцево, Стрелковое и Партизаны, а также во второй школе (общеобразовательная школа № 2 Новоалексеевки. — ред.)", — сообщила 18 декабря 2015 года заместитель главы Генической районной администрации Гульнара Бекирова. В школе №1 Новоалеексеевки, где крымские татары составляют 300 из 500 учеников, обучение на крымско-татарском языке с 1 по 11 классы ведется уже достаточно давно.
16 июня 2015 года одно из украинских изданий опубликовало репортаж из Новоалексеевки, где упомянут "двухэтажный дом на 16 квартир, который построен недавно, на деньги государственной программы по расселению крымских татар", и опубликована его фотография. Но планы меджлиса грандиозней, и при этом направлены на сбор и изоляцию его соплеменников в моноэтничных поселениях.
"Объявлено турецкой стороной о строительстве тысячи квартир на Украине, большая часть их будет располагаться, по-видимому, здесь, в Херсонской области. Мы рассматриваем вариант трех основных въездов из Крыма, чтобы расположить там компактные поселки крымских татар", — сообщил 31 января 2017 года журналистам "1+1" член меджлиса крымско-татарского народа Реза Шевкиев.
Примечательно, что это заявление Шевкиев сделал в помещении Совета депутатов Генического района на фоне большого плаката "Генический район приглашает".
"Вот с этой мечети все и началось в Новоалексеевке. 30 лет тому татары-беженцы останавливались там, поселяясь вдоль железной дороги. Голодные и голые. Сейчас там ходить страшно и говорить. Они цари и это мы у них там живем", — это уже из комментариев в паблике "Типичный Херсон" в ВКонтакте.
Негодование подогревают и начавшие появляться в 2015-2016 годах в городе граффити на тюркском языке "Херсон — мусульманская земля".
Тем не менее, до публичных конфликтов дело пока не доходило. В отличие, например, от соседней Запорожской области, где вызывающие действия вернувшегося из АТО бойца-татарина, стрелявшего в воздух из автомата, вызвало 16 октября 2014 года настоящий бунт в селе Терпенье. Впрочем, то село и ранее славилось национальными конфликтами.
Жители юга Херсонской области очень надежно "профилактированы" действиями меджлисовцев, собственно, это и публично называлось одной из задач созданных теми "территориальных" формирований в камуфляже. Однако негодование явно зреет.