Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости
В убийстве экс-депутата Государственной думы Дениса Вороненкова, совершенного киллером в четверг, 23 марта, появился новый след. Как стало известно из информации, размещенной на официальном сайте украинского МВД, на следующий день после расстрела правоохранительное ведомство Украины объявило в розыск Ярослава Левенца, который, предположительно, привез киллера на место преступления, в момент убийства ожидал его в машине, а потом, убедившись в том, что киллер смертельно ранен, покинул место преступления на машине марки Daewoo Lanos. Судя по видеозаписям, предположительно, за рулем находился Ярослав Левенец.
После заявления президента и генерального прокурора, обвинивших в организации этого убийства спецслужбы России, никто из официальных лиц Украины никаких разъяснений по поводу вновь открывшихся фактов резонансного для страны преступления, не дал. Расследование новых фактов независимо друг от друга провели ряд украинских изданий.
Патриот из "Правого сектора"
Журналисты установили, что Ярослав Левенец работал курьером в так называемом незаконном "центре по обналу" вместе с киллером, застрелившим Вороненкова, Павлом Паршовым. Более того, в 2012 году они вместе проходили по одному и тому же уголовному делу.
Однако, в отличие от киллера Паршова, Ярослав Левенец был хорошо известен в националистических кругах восточной Украины. По мнению его товарищей-националистов, утверждает Страна.UA, Левенец попал в уголовное дело из-за противодействия наркоторговле и ввиду того, что состоял в националистической организации "Тризуб". А "Тризуб" в то время возглавлял его основатель Дмитрий Ярош, позже ставший лидером "Правого сектора"*, образованного из слияния нескольких националистических организаций в октябре-ноябре 2013 года.
После осуждения Левенец провел полтора года в заключении, был досрочно освобожден в середине 2014 года как политический осужденный по ходатайству главы Комитета освобождения политзаключенных Татьяны Близнюк.
"После того как мы добились его освобождения, он вышел под круглосуточный домашний арест", — утверждает Близнюк.
А потом, по ее словам, "должен был сидеть дома, а он пустился на войну".
Действительно, после освобождения Левенец, став членом "Правого сектора"*, под позывным Хантер участвовал в антитеррористической операции на востоке Украины в подразделении "Карпатская сечь" батальона "Донбасс", позже реорганизованного в воинскую часть 3057. Это та же самая часть, в которой в то же время служил его земляк — киллер, убивший Вороненкова, Павел Паршов.
В 2015 году Левенец за нарушение режима (сбежал в АТО из-под домашнего ареста) был объявлен в розыск. В 2016-м состоялся новый суд, по итогам которого Левенцу повторно была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
Тут за нарушителя режима содержания под стражей вступился экс-глава батальона "Донбасс" и на тот момент уже народный депутат Украины Семен Семенченко.
Семен Семенченко — один из организаторов блокады Донбасса в 2017 году, которая реально подорвала экономику Украины. Под нажимом националистов Петр Порошенко в марте нынешнего года объявил полную транспортную блокаду Донбасса.
После повторного ареста Левенец находился под домашним арестом в Днепре (бывшем Днепропетровске), в своей семье. Хотя, по свидетельству родственников, периодически куда-то выезжал, нарушая режим.
Визит в прокуратуру в день убийства
Когда позже жена Левенца в тот же день позвонила мужу, то, по словам Скоропадского, у него уже был отключен телефон.
"Тогда она позвонила приятелю мужа, — пишет Скоропадский на своей странице в Facebook, — который сказал, что недавно говорил с ним и что Ярослав по телефону сказал, что был на допросе в прокуратуре примерно в 16-17 часов по киевскому времени. Через пять-шесть часов после убийства. После этого он пропал".
"Я не делаю выводов, я рассказываю то, что мне удалось узнать, — пишет Скоропадский. — Телефон у него (Левенца. — Прим. ред.) отключен до сих пор, где он находится — никто не знает. Мы с женой Ярослава выяснили, что 23.03.2017 в 15:40 у Ярослава состоялась еще одна встреча в Киеве".
Говорящие детали
Очевидно, что Левенец, находясь под домашним арестом, регулярно нарушал режим без особых для себя последствий. А за восемь дней до убийства Вороненкова, после задержания за нарушение режима, был сразу же выпущен полицией, что не могло произойти без покровительства руководителей среднего звена МВД или прокуратуры. В день убийства Левенец опять был в прокуратуре, откуда уже не вернулся — или после посещения которой исчез.
И только на следующий день, 24 марта, он был объявлен МВД Украины в розыск.
Как мы и предполагали, следы этого резонансного преступления ведут к националистическим группировкам и, возможно, к правоохранительным органам Украины, которые получают определенную выгоду от этого преступления. Генпрокуратура Украины может теперь отказаться от проведения заранее провального для нее процесса над президентом Виктором Януковичем под предлогом смерти ключевого свидетеля.
То, что правоохранители и радикалы могут найти определенные точки соприкосновения и даже взаимодействия, ни для кого на Украине не секрет. В органах правопорядка служат люди, открыто придерживающиеся националистической идеологии. И, как неоднократно заявляли лидеры националистов, среди государственных служащих и правоохранителей у них много последователей и тайных сторонников.
*Экстремистская террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции