СЕВАСТОПОЛЬ, 8 фев – РИА Новости (Крым), Андрей Киреев. Строительство севастопольского участка федеральной трассы "Таврида" — дело непростое по целому ряду причин. Это и сложный рельеф, и краснокнижные растения на пути у строителей, но, пожалуй, самая большая трудность для дорожников – объекты археологического наследия, спрятанные в севастопольской земле. Современные технологии позволяют относительно легко проходить сквозь горы и выравнивать перепады высот, российское законодательство четко определяет компенсационные меры за вырубку деревьев из Красной книги, а вот с объектами археологического наследия ситуация куда сложнее.
В Севастополе трасса "Таврида" проходит по двум участкам. Первый отрезок (7-ой участок) протяженностью 13,3 км, согласно проектной схеме, должен пройти от Бахчисарайского района на подъезде к селу Верхнесадовое до г. Сахарная головка. Большая часть этого участка проходит через Мекензиевское лесничество. Но до этого дорога пройдет по относительно ровной, а также гористой местности между селами Пироговка и Фронтовое. Как раз в этом районе находится ряд объектов археологического наследия. Кроме того, высока вероятность, что при обследовании этих территорий будут выявлены новые объекты.
При этом чиновник подчеркивает, что сообщить подробные сведения об объектах археологического наследия ему запрещает соответствующий приказ Минкульта РФ.
"К сожалению, у нас археологическое наследие подвержено разграблению. Если я подробно расскажу, где находятся объекты, в этих местах сразу появятся люди с металлоискателями и лопатами… Даже когда мы делаем фотофиксацию при проведении мониторинга на объектах археологии, фотографии должны быть сделаны таким образом, чтобы нельзя было определить место", — заверяет Молодцов.
Второй отрезок трассы "Таврида" в Севастополе (8-й участок) планируется проложить от г.Сахарная головка до трассы Севастополь-Ялта в районе поворота на Терновку, затем дорога пройдет параллельно существующей трассы до Ялтинского кольца. На протяжении всего 8-го участка исследователям могут встретиться артефакты бронзового, железного века, поселения античного и средневекового времени, находки времен Крымской войны.
"После принятия Севастополя и Крыма в состав РФ на их территории распространилось действие 73 федерального закона "Об охране объектов культурного наследия", то есть археологией считается все чему более ста лет, таким образом, под термин объекты археологического наследия подпадают артефакты оставленные в период Крымской войны ", — отмечает эксперт.
По словам Молодцова, перед началом строительства трассы будет обязательно проведена государственная историко-культурная экспертиза земельного участка, по итогам которой должны быть определены все объекты исторического наследия на этой территории. Произойдет это только после того, как строителям выделят землю.
"По объектам, граница территорий которых примыкает к планируемой трассе, должен быть разработан раздел по их сохранению. Если же трасса упирается в объект, есть два пути решения задачи – либо мы трассу искривляем и обходим участок, если объект особо ценен для науки, либо исследователь проводит полное археологическое исследование, изымает находки и передает их в музейный фонд, фиксирует и изымает строительные иные артефакты и проектируемая трасса может строиться дальше", — объясняет Молодцов.
По итогам экспертизы в Севнаследие должны быть переданы документы с содержанием результатов археологических исследований, на основании которых определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками культурного наследия. При обнаружении таких объектов принимается решение об их включении в специальный реестр и определяется вариант обеспечения сохранности (изъятия находки или обхода земельного участка).