СИМФЕРОПОЛЬ, 9 сен — РИА Новости (Крым). Симферополь за последние пару лет значительно пополнился новыми памятниками, бюстами, закладными камнями и памятными досками — на радость гостям и гордость хозяевам. Но зачастую надписи на мемориальных досках вызывают у общественности сомнения в элементарной грамотности авторов текстов, не говоря уже о необходимости установки.
Что сказала бы Раневская
Торжественное открытие доски с барельефом широко освещалось в СМИ. И многие обратили внимание на стилистические и грамматические ошибки в тексте мемориальной доски.
Неутешительное резюме тексту таблички вынесла и филолог, редактор и корректор Татьяна Юкало. По мнению эксперта, список ошибок для столь короткой надписи огромен. Во-первых, при указании сроков проживания стоило оставить лишь одну "г" — "по 1923 г.", так как полностью это выглядело бы "по 1923 год". Во-вторых, в обозначении века (в тексте: "ХХ века") нужно было бы поставить просто "в", поскольку годы даны сокращённо. В-третьих, даты жизни указываются в скобках после фамилии без "г.г.".
Кроме того, нужно удалить лишнюю запятую между словами "наставницы" и "заслуженной", так как, по правилам русского языка, запятая между неоднородными приложениями не ставится. И еще один ляп, допущенный дважды: почетные звания театральных актеров и актрис правильно звучат в сочетании со словами "артист" или "артистка", то есть здесь стоило написать "заслуженная артистка РСФСР" и "народная артистка".
По словам Юкало, авторам не пришлось бы позориться, если бы надпись выглядела так: "В этом доме с 1918 по 1923 г. совместно с семьёй своей наставницы заслуженной артистки РСФСР П. Л. Анисимовой-Вульф проживала одна из величайших актрис ХХ в. Фанни Гиршевна Фельдман-Раневская (1896–1984)".
Кому символ памяти?
"Здесь будет установлен символ памяти безвинно погибших от рук террористов людей и сотрудников правоохранительных органов, силовых структур, потерявших жизни, при исполнении служебного долга в борьбе с терроризмом. Симферополь – сентябрь – 2016г.", – сказано в тексте.
Серьезную работу над ошибками придется провести сочинителям и этих строк, уверена Юкало. Ее экспертное заключение в отношении таблички жертвам терроризма таково: несколько ошибок. Для начала – некорректное употребление существительных в одном ряду: делить "безвинно погибших от рук террористов" на "людей" и "сотрудников" как минимум странно. Пунктуация тоже нарушена: запятая не нужна после слова "жизни", зато нужно поставить пробел между датой и буквой "г" — "2016 г".
Правильно было бы написать следующим образом, настаивает Юкало: "Здесь будет установлен памятный знак погибшим от рук террористов рядовым гражданам, а также правоохранителям и сотрудникам силовых структур, потерявшим жизни при исполнении служебного долга в борьбе с терроризмом. Симферополь – сентябрь – 2016 г".
Грустные перлы
Безграмотность перебралась на мемориальные доски с рекламных щитов и объявлений, считает заместитель председателя государственного комитета по охране культурного наследия республики Крым Вячеслав Зарубин. Образчик монумента безграмотности установлен на станции "Крымтроллейбуса" на вокзале в Симферополе: авторы текста мемориальной таблички действовали по принципу "чем больше запятых – тем лучше".
"6 ноября 1959 года состоялось торжественное открытие первой очереди, самой длинной в мире, горной троллейбусной трассы, Симферополь-Алушта-Ялта! Протяженность — 85 км", — выбито на доске.
Зарубин убежден, что необходимо исправить уже существующие ляпы, а практику экспертного согласования установки новых памятников сделать обязательной.
Воспитание вкуса
Чтобы не захламить курортный Симферополь бессмысленными памятниками, важно воспитывать вкус крымчан, для чего должны проводиться строгий отбор и согласование проектов памятников, считает крымский политолог Сергей Киселев.
"Город должен воспитывать вкус, чтобы не было стыдно за такого рода новшества", — уверен Киселев, который является членом комиссии по согласованию проектов памятников. В комиссию входят члены комитета по охране культурного наследия, представители музеев, краеведы и историки, рассказал Киселев. По его словам, комиссия помогала определить необходимость установки памятного знака и, что не менее важно, проверить текст на грамотность. Хотя решение комиссии носит рекомендательный характер, ранее с ним считались.
"В последние два года комиссия собиралась крайне редко, а в городе происходит бессистемная установка бюстов, которые не ставятся на учет. Все это должно обсуждаться, чтобы такой вопиющей безграмотности, как в последних двух случаях — памяти Фаине Раневской и жертвам терроризма – не было", — сказал РИА Новости Киселев.