СЕВАСТОПОЛЬ, 17 мар — РИА Новости (Крым), Александр Чаленко. Губернатор Севастополя Сергей Меняйло в интервью рассказал о том, какие вопросы стоят перед городом спустя два года после его вхождения в Состав России.
— Если быть точным, то на момент присоединения города к России его население было, согласно переписи, 375 тысяч человек, сейчас по факту — 420 тысяч. Постоянное увеличение населения приморских городов за счет приезжих и появление из-за этого таких проблем, как пробки – это беда всех приморских городов: и Ялты, и Анапы, и других. Мы же не можем запретить вам, гражданину Российской Федерации, покупать тут квартиры. Это невозможно ни ограничить, ни регулировать. Да и к чему? Но все это ведет к тому, что тут повышается стоимость жилья. Поэтому, чтобы не допустить таких перекосов, надо запустить программу строительства жилья по социальным нормам. Я всегда привожу такой пример: тот, кто имеет деньги и хочет купить Mercedes, он уже давно его купил, а тот, кто хочет купить автомобиль, но у него нет денег, ему надо дать возможность купить "Жигули". Поэтому мы будем запускать в Севастополе программу социального жилья.
Эксперты: чтобы накопить на квартиру в Крыму, нужно 15 лет >>
- Кто на него сможет претендовать?
- Ого!
— По факту это так. Если бы мы жили в Карелии или на Дальнем Востоке, то там бы это было немножко по-другому. Третий параметр: это создать нормальную здоровую конкуренцию на рынке жилья. Комплексная застройка с учетом жилья по социальным нормам ударит по ценам.
Севастополю вернут полмиллиарда, не освоенные в 2015 году >>
- Когда стоит ожидать начала строительства жилья по социальным нормам?
— В этом году мы начнем застройку первых микрорайонов. В конце года.
- Какие три главных проблемы стоят перед Севастополем?
Но тем не менее эта очередь будет не уменьшаться, она будет увеличиваться, потому что мы выполняем те обязательства, которые должны были быть выполнены еще при Украине. И если сказать, что в течение года или двух мы полностью реализуем эту программу, то это было бы не совсем правильно, надо быть честными.
Власти Севастополя вернут земли лесного фонда, выделенные при Украине >>
— Я бы ему просто предоставил право выбора. Я никому не советую жениться, никому не советую разводиться, покупать машину или жилье, потому что во всех подобных случаях можно остаться виноватым, если твой совет был воспринят.
- Сергей Иванович, спустя почти два года после назначения вас на пост губернатора Севастополя, как вы чувствуете, есть ли у вас поддержка со стороны президента Владимира Путина?
— Вы знаете, если бы не было этой поддержки, то, наверное, мы бы с вами сейчас не разговаривали. Жизнь приучила меня к выполнению тех задач, которые передо мной поставлены, поэтому я всегда нацелен на результат, а не на оправдания, почему не удалось сделать то или иное. И те вопросы, которые возникают сегодня по Севастополю, если они докладываются на уровне президента, то они сразу же решаются, и те поручения, которые нам дает президент, мы также максимально стараемся выполнять в установленные сроки. Это наш долг.
— Я стараюсь обращаться к президенту, когда того действительно требует ситуация, при этом действую строго в соответствии с генеральной линией и полученными директивами. Я был, есть и буду сторонником жесткой вертикали власти. При этом я выступаю за то, чтобы решать вопросы последовательно, во взаимодействии с другими ответственными людьми: и из федеральных, и из региональных органов власти. Только после всех соответствующих согласований следует мой подробнейший доклад президенту. Доклад примерно следующий: "Владимир Владимирович, есть такая-то проблема. Ее конкретное решение согласовано на уровне федеральных органов исполнительной власти, жду вашей резолюции". Многие вопросы мы обязаны решать сами. Я и своих подчиненных учу: если цель, она у нас всех одна, и департаменты должны сами решать проблему, а не тут же бежать с ней к губернатору. Только если этот вопрос не в их компетенции или не найдено взаимопонимание, то тогда, да, надо обращаться выше.
— Севастополю как субъекту Российской Федерации всего два года. Обстановка непростая. И мы понимаем, что есть силы, которые хотят ее раскачать. Мы понимаем, что сегодня не только против Севастополя и Крыма, но и против всей России идет информационная война. Подрывная деятельность с идеологической точки зрения идет. Есть люди, которые недопонимают этой опасности, и которых используют, это факт. Но Севастополь всегда был на острие атаки, это форпост России. К тому же не все те силы, которые были против вхождения Севастополя и Крыма в состав России, выехали отсюда. Многие остались и время от времени они себя проявляют, не с лучшей стороны, ясное дело, но все это временное явление, решаемое. При этом подчеркну, что подавляющее большинство севастопольцев – это более чем достойные люди, мечтавшие вернуться в Россию и сделавшие для этого все возможное.
- Хорошо, мы поговорили о проблематике Севастополя. Стоит обсудить и развитие города. Мне сказали, что в городе продолжают бороться две концепции: одна из них подразумевает, что Севастополь должен быть и дальше базой русского Черноморского флота, и к тому же стать наукоградом, а вторая концепция предполагает, что от этого "милитаризма" нужно отказаться, так как он не современен ("Зачем нам флот, если вражеский корабль можно и без всякого флота накрыть ракетой, выпущенной с материка"). Поэтому, как полагают сторонники второй концепции, лучше всего Севастополь развивать как курорт и город развлечений. Вы какой из этих двух концепций отдаете предпочтение?
Доходная часть бюджета Севастополя увеличилась почти до 40% >>
- Каким вы видите развитие Севастополя?
Путин: оборонные предприятия Крыма должны получать гражданские заказы >>
— (смеётся) Да, для агропромышленного комплекса Севастополя перспективно садоводство, прежде всего – виноградарство. У нас есть предприятия, выращивающие как товарный виноград, так и производящие вино. Надо это направление развивать? Надо. Потому в прошлом году мы высадили 150 га виноградников. После развала СССР никто этого не делал. Развивается и тепличное хозяйство. И в силу благоприятных климатических условий у нас есть свои питомники, где, например, выращивают саженцы.
В Севастополе возродят заброшенные при Украине сады >>
— У нас в Севастополе огромная историческая составляющая. Причем военно-историческая составляющая. Это говорит о том, что из Севастополя нельзя делать сугубо город-курорт. Это не Ялта, это не Гурзуф, это не Евпатория, не Сочи и не Анапа. А вот на военно-исторической основе туризм здесь может и должен строиться. И эта составляющая немаловажна с точки зрения развития экономики Севастополя. Севастополь – это большой исторический парк. Он у нас существует по факту, и мы им гордимся.
- Что изменилось за 2 года в Севастополе после Русской весны в плане общественной жизни и общественных организаций, сыгравших свою выдающуюся роль в тех событиях?
В Севастополе 40 зданий отнесены к объектам федерального значения >>
- А вообще находите общий язык с общественными организациями, или есть какие-то сложности?
— Конечно, нахожу, и 23 февраля это показало. Встречи с представителями общественных организаций проходят на системной основе. В Севастополе более 600 зарегистрированных общественных организаций.
- И все они работают?
— (смеётся) Я не могу сказать, все ли они работают, но по факту они все зарегистрированы. Кроме общественных организаций есть еще и национальные общины. И с ними мы также работаем. Есть поддержка со стороны общественных организаций и работы правительства. Не все так гладко, не все так хорошо, не все задачи, которые ставились или ставятся, выполнены, но работа ведется. Системная работа. Думаю, мы в принципе ко всему должны подходить не только с позиции критики, но и с позиции реалий сегодняшней жизни. Мы понимаем, что есть процессы, через которые надо пройти, и они требуют определенного времени. К тому же в некоторых вопросах мы не можем поменять менталитет и сознание людей за один день.
— Остатки ее еще есть. Однако надо отметить, что все 23 года нахождения Севастополя в составе Украины тут была борьба и борьба бескомпромиссная. Мы уже говорили об этом. Практически весь Севастополь стоически боролся против украинизации. И подчас люди были вынуждены бороться теми же самыми методами, которые были присущи тому времени, и присущи Украине. По инерции все это еще частично есть и теперь. Но острота, которая была в 2014 году и в начале 2015 года, сегодня уже не та. Люди входят в российское измерение, в российское пространство. В других субъектах Российской Федерации есть определенная борьба, но она ведется не теми способами и не теми методами, которые практикуются на Украине.
- Почему так?
— Наверное, основной принцип, который существовал при Украине для ведения политической борьбы, заключается в следующем: найти негатив, сосредоточиться на нем и начать поливать грязью. Но повторюсь: Севастополь вошел в российское измерение, это очень важно.
— Песни молодости, например: "Машины времени", "Битлз", и "Сержанта", и "Yesterday". В молодости я вместе со всеми танцевал рок-н-ролл. Из классики мне нравится музыка Баха. Может, классическую музыку я не совсем понимаю, но я ее слушаю.
- Мы все росли на песнях Макаревича, вы упомянули его. А как вы восприняли то, что он теперь за Украину, а не за Крым и Севастополь?
- Что любите читать?
— Большую роль в моей жизни играет творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Нравится книга русского писателя Валентина Иванова "Русь изначальная". Люблю питерского писателя Виктора Конецкого, его книгу "Путевые заметки с морским пейзажем". В ней много юмора.
- А какие любите фильмы?
— Такие, которые берут за душу. Например, шикарный фильм "Белое солнце пустыни". Современный фильм "Грозовые ворота" о войне в Чечне. Люблю смотреть "12 стульев", где Бендера играет Гомиашвили. Нравятся фильмы о Великой Отечественной, такие как "Освобождение" и "Битва за Севастополь". Нравятся "Офицеры": в этом фильме хорошо показана преемственность поколений защитников Родины. У меня младший сын оканчивает Суворовское училище.
- А почему Суворовское, а не Нахимовское?
— Это был его выбор. Это его право. Нельзя детей заставлять делать то, что хотят родители. Направлять надо, но не навязывать. Конечно, с детьми иногда надо разговаривать как отец с сыном, но лучше всего — как старший с младшим, чтобы не было родительского давления. У меня с детьми сложилась добрая традиция – я для них не только папа, но еще и старший друг. У нас есть свои тайны, свои секреты, которые не знает мама. Детей надо попытаться направлять, а не заставлять идти по дороге, которая тебе нравится.
- И последний вопрос о Саакашвили, нынешнем губернаторе Одессы. Он теперь ваш сосед "через море"…
— Упаси господи от таких соседей! Когда я увидел его перепалку с Аваковым, когда он заявил, что он украинец, то я понял, что он сумасшедший. Он ведь мог сказать, например, что он гражданин Украины. Саакашвили сумасшедший, и те, кто его "призвал" в Одессу, они такие же. В общем, скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Дестабилизация обстановки в Одессе и вокруг Приднестровья кому-то выгодна. Кому, мы все прекрасно понимаем.