От приказа до министерства
Выбор даты праздника связан с историей возникновения первого внешнеполитического ведомства России — Посольского приказа, самое раннее упоминание о котором датируется 10 февраля 1549 года. Первым главой дипломатии царской России стал Иван Висковатов (Висковатый). Россия постепенно превращалась во влиятельную державу с активной международной политикой: были организованы первые постоянные диппредставительства в соседних странах: в 1634 году — в Швеции, в 1673 году — в Польше.
Позднее, в первой половине XVIII века, Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел, а в начале XIX века было образовано министерство иностранных дел, которому постепенно были переданы все важнейшие внешнеполитические вопросы. Главой МИД являлся второй после императора человек в государственном управлении — министр иностранных дел в чине канцлера.
В марте 1946 года внешнеполитическому ведомству СССР было возвращено его прежнее название — министерство иностранных дел. В ноябре 1991 года было принято решение о преобразовании МИД в министерство внешних сношений (МВС) СССР с одновременной передачей ему функций министерства внешнеэкономических связей. После распада Советского Союза МВС СССР прекратило свою деятельность как орган государственного управления. Его правопреемником стало министерство иностранных дел Российской Федерации.
С марта 2004 года пост руководителя российской дипломатии занимает Сергей Лавров.
Иранский успех
Минувший, 2015 год, стал для российской дипломатии одним из самых непростых. Но были в нем и крупные успехи.
Одним из главных прорывов международного сообщества, достигнутых при непосредственном участии России, стало достижение исторического соглашения между Ираном и "шестеркой" международных переговорщиков об урегулировании многолетней проблемы иранской ядерной программы. Выполнение этого соглашения предусматривает полное снятие с Ирана введенных ранее экономических и финансовых санкций со стороны СБ ООН, США и Евросоюза.
Кроме того, за год значительно увеличилось число контактов между Москвой и Тегераном на различных уровнях. Стороны активизировали сотрудничество в области военно-технического сотрудничества, сельского хозяйства, авиационной техники, транспортного машиностроения и фармацевтики. Был заключён ряд важнейших контрактов, в частности, на поставки зенитно-ракетных комплексов С-300 в Иран, которые долгое время были заморожены.
Урегулирование на будущее
Список важных задач на будущее у российских дипломатов, как представляется, довольно обширный. Одну из верхних строчек в нем занимает урегулирование кризиса в Сирии. Помимо того, что РФ по запросу сирийского президента Башара Асада начала наносить точечные авиаудары по позициям террористов "Исламского государства" (ИГ, запрещена в РФ), помогая сирийской армии, развернувшей в свою очередь масштабное наступление на ИГ, так прилагает усилия по мирному урегулированию конфликта: в Москве проходили и, возможно, еще пройдут встречи сирийских властей и оппозиции.
"Открыты межсирийские политические переговоры, внушающие – при всех проблемах и перипетиях – некоторую надежду на урегулирование", — отметил в интервью РИА Новости замглавы МИД РФ Олег Сыромолотов.
Продолжатся переговоры и по еще одному региональному кризису – украинскому. Процесс мирного урегулирования на Украине должен был завершиться к концу 2015 года. Такие сроки были заложены в "Комплексе мер по выполнению минских соглашений", подписанном трехсторонней контактной группой 12 февраля по итогам почти 17-часового переговорного марафона в Минске.
Параллельно с контактной группой в белорусской столице встречались лидеры стран "нормандской четверки" (Россия, Франция, Германия, Украина). Несмотря на интенсивную работу этих структур, стало ясно, что в 2015 году мирный процесс завершить не удастся, и он будет продолжен как минимум в течение следующего года. Наиболее серьезные разногласия возникли вокруг даты проведения местных выборов в Донбассе, которые должны были пройти до конца 2015 года и стать одним из ключевых этапов "всеобъемлющего политического урегулирования".
Будем мириться?
Возможно, еще одной задачей российской дипломатии станет восстановление полноценного сотрудничества со странами Европейского союза и с США.
Пока, однако, в Москве утверждают, что не мы ссорились, не нам и мириться. "Мяч на стороне наших партнеров" — это, пожалуй, самый распространенный комментарий российских дипломатов по поводу отношений с Западом.
При этом в МИД России считают, что на Западе, особенно в Европе, большинство начинает осознавать вредность ограничительных мер в отношении. Периодически проходит информация, что санкции ЕС могут быть сняты уже этим летом.
"Мы вопрос санкций с Брюсселем не обсуждаем. Не мы вводили санкции, не нам эти санкции отменять, но ущербность этих санкций сейчас видна воочию для большинства наших главных экономических партнеров в Европе", — заявил в связи с этим замглавы МИД РФ Алексей Мешков.