Крымчане уже в ближайшее время ощутят улучшение в ситуации с энергоснабжением. Такое мнение в эфире радио "Россия сегодня" высказал спикер Государственного совета Республики Крым Владимир Константинов. По его словам, к 7 декабря жилым домам обеспечат отопление, к Новому году будут выплачены все заработные платы. Также вскоре будет возобновлена работа школ.
– По некоторым регионам для нас была главная задача – соблюдать графики веерных отключений электроэнергии. Она технически не простая. Идеальным график никогда не будет в условиях такой низкой генерации. Это связано со спецификой самой системы, которая выстраивалась десятилетиями. То, что график выдерживается на 90% – важное достижение всей команды. Все населенные пункты у нас с подачей электроэнергии. Сейчас главная задача, над которой работают штаб и вся команда – это отдельные жилые дома, где по тем или иным мотивам не была подключена электроэнергия.
Конечно, не всем людям нравится, когда они по три часа получают свет. Такую ситуацию нельзя назвать стабильной, но это все, что мы можем пока дать. Терпеть осталось недолго. Хочу заверить, что работы по приходу основной энергии идут в форсированном темпе. В ближайшее время к нам на полуостров поступит первая энергия.
– Дополнительные мощности моментально отправляют. Но не нужно переоценивать роль этих мобильных устройств. Они не могут полностью заменить естественные средства генерации. Это временная система. Она уязвима, с ней много хлопот: заправка, замена масла, техобслуживание. К тому же существует кадровая проблема. Нет лишних энергетиков – ни в Крыму, ни на материке. Хотя субъекты России оказали колоссальную помощь и прислали специалистов с материка. Мы справляемся.
– По вашей инициативе сейчас за каждым округом закрепили депутата Государственного совета РК. Какие функции они выполняют, как вы оцениваете эту работу?
– Это новая инициатива, раньше депутатский корпус при возникновении ЧС не задействовали, да и не было ситуаций в Крыму такого масштаба, как сейчас. В этой работе участвуют 2360 депутатов. И они не подвели. Это видно из статистики. Помогали наиболее социально незащищенным категориям граждан, у которых нет воды, света, связи. Депутаты информировали, покупали лекарства, продукты, иногда на собственные деньги, а также спонсорские, сотрудничали с социальными службами. К волонтерской деятельности подключились и старшеклассники. Школьники могут получить жизненный урок, на этом будут строить воспитание своих детей.
– Нет. Мы обсуждали этот вопрос с главой Республики и пришли к выводу, что нужно задраить все люки, оставить только гуманитарный коридор для родственников из Крыма, под жестким контролем, чтобы оттуда к нам никакая гадость не приехала.
– Какую помощь от федеральных властей получает Крым?
– Российские регионы включились в работу совершенно самостоятельно, по собственной инициативе. Накануне вышла колонна из Ленинградской области на Симферопольский район, везут целый перечень необходимого оборудования. Многие просят специалистов. Из Ханты- Мансийска уже вылетают электрики. Помощь поступает из Башкортостана, Татарстана. Россияне присылают все, что могут. Нам нужны специалисты по энергетике, мобильные устройства. Медикаментами и продуктами Крым обеспечен.
– Сегодня всем понятна глубина бедствия. Нет иллюзий, что мы можем жить на генерации, которую сможем здесь организовать. Поэтому главное наше ожидание – две очереди энергомоста.
В ближайшее время ждем запуска первой. Работы идут в форсированном режиме. Не хочу опережать события, все идет по графику. Думаю, обрадуем крымчан раньше времени.
– Убираем ограничения в вечернее время. Жилье подключаем. Социальная сфера входит в норму. Начинаем школьный сезон, работаем по графику, входим в отопительный сезон.
Сегодня нужно апробировать эту систему, посмотреть. Есть вариант максимум: может так случиться, что мощности первой очереди энергомоста хватит с учетом того, что наша экономика развернута не на полную мощь.
Параллельно еще происходит увеличение энергомощности: на Камыш-Бурунской ТЭЦ должны запустить дополнительно 15 МВт. Много мобильных устройств останется здесь на полуострове – они дают больше сотни МВт. Их можно использовать для производств. На этой формуле мы в первую очередь сосредоточимся, для того, чтобы экономика работала. Для нас это жизненно важно. Люди должны получить зарплату, заплатить за коммуналку, отметить Новый год.
– Если эта неделя будет последней кризисной, а над этим сейчас работает вся команда, то мы переживем безболезненно. Этот пробел легко отрегулируют учебными программами, и каких-то чрезвычайных мер не потребуется. Что нужно сделать для экономики? Бизнес сам начнет все делать, не спрашивая у власти. Будут компенсировать вынужденный отпуск. До Нового года выходные будут рабочими. Посмотрим по каникулам на Новый год. Может, для Крыма будет особый режим для того, чтобы нагнать отставание. Решение будем принимать в зависимости от того, в какой день мы будем стартовать с полноценной рабочей неделей.
– Нужно потерпеть до прихода большой энергии. Тогда и вопрос с отоплением будет решен. Сегодня в рамках своих возможностей регионы принимают решения. Уже начали запуск. На сегодняшний день с отоплением – порядка 50% крымчан. Мы заявили, что с 7 декабря официально объявляем отопительный сезон. Это означает, что если 7 декабря тепла не будет, для чиновников это уже ответственность. К этому времени мы ожидаем прихода большой партии мобильных устройств.
– Быстро. У крымчан с силой воли и психикой все в порядке. Мы изменимся, сместятся акценты. Главный приоритет – энергетическая безопасность. К этому нужно относиться более серьезно. Надо иметь запас, будем общаться по этим вопросам с федеральным центром. Вопросы энергетического развития и безопасности становятся для Крыма приоритетнее отдыха и сельского хозяйства.
– Как вы оцениваете сумму ущерба, нанесенного Крыму и России энергоблокадой?
– Ущерб исчисляется миллиардами. Точную сумму не назову. Я не говорю о гуманитарной катастрофе – она не поддается никакой оценке. По части этого теракта будет трибунал. Людей, которые его организовали, будут судить. Они не спрячутся нигде на этой земле, как не спрятались в свое время надсмотрщики в нацистских лагерях.