Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Рашид Исмаилов в эфире радиостанции "Россия сегодня" рассказал, какое будущее ждёет IT-отрасль в России и в частности в Крыму, как власть намерена поддерживать отечественных программистов и что она делает для того, чтобы высококлассные специалисты не уезжали работать за рубеж.
— Как вы оцениваете состояние отрасли информационных технологий в Крыму?
— Это мой первый визит в Крым после его воссоединения с Россией. Я посетил Севастопольский государственный технический институт, встретился с представителями IT-бизнеса, с профильной региональной отраслевой ассоциацией, в которую входят ведущие IT-компании Крыма, а также с представителями власти — с теми, кто курирует связь и IT в Крыму. У меня уже сложилось представление о том, какова была специализация здешних компаний. Мне очень важно было понять, есть ли выстроенные связи взаимодействия на трех основных уровнях: бизнес, власть, образование. IT — это в первую очередь люди. Нужно выстроить цепочки взаимодействия "специалист — работодатель — вуз" и соединить потребности компаний с возможностями вузов. И потом уже использовать какие-то различные модели стимулирования и подготовки IT-специалистов, а в дальнейшем вовлекать в этот процесс бизнес заинтересованные компании, которые бы ставили задачу вузам — какого рода, какой профиль необходим для того, чтобы подготовить специалистов. Ну и, естественно, было очень важно услышать о проблемах и ожиданиях в отрасли, чтобы включить эти вопросы в проработку уже на федеральном уровне и заложить в программы "дорожной карты", принимаемые на федеральном уровне в части IT.
— Как вы оцениваете уровень подготовки крымских IT специалистов?
— Очевидно, что в Крыму еще с советских времен существует серьезная школа инженеров и программистов. До недавнего времени специализация IT компаний в целом была такая же, как и на Украине, где свой собственный продукт в основном не разрабатывается. Все компании, которые здесь находились и находятся до сих пор — это в основном фирмы-аутсорсеры, люди в них работали на западные компании, это были или колл-центры или специалисты, которые писали код программы для каких-то компаний. Но наряду с этим существовали структуры (и я встречался с их представителями), у которых были собственные продукты, связанные с банковской деятельностью. Есть фирмы, которые работают в сфере информатизации госуслуг. Есть дочерние структуры русских компаний, скажем, "дочка" 1С здесь очень большая, есть "дочка" Екатеринбургской компании. И они работают на полуострове с 1994 года.
— В последние несколько лет все чаще на рынке труда упоминается профессия IT-специалиста. Насколько по вашему мнению выросла её популярность за последние годы?
— Наша задача как регулятора — создавать условия для роста отрасли информационных технологий, которая, наверное, из всех отраслей сегодня в России развивается наиболее динамично. У нас есть стратегия, которую мы приняли в течение 2013 года, чтобы систематизировать работу, связанную с регулированием отрасли, есть "дорожная карта" по её реализации. Министерство очень серьёзно работает над улучшением условий ведения IT-бизнеса в России, созданием инфраструктуры высокопроизводительных рабочих мест. Причём, мы смотрим уже не только на вузовскую, но и довузовскую подготовку, чтобы в институты шли лучшие абитуриенты. Многие знакомые (я уже в таком возрасте, когда дети многих моих знакомых заканчивают институты) обращаются ко мне с вопросом "куда устроиться на работу"? Начинаешь выяснять — через одного дети получают профессию юриста или экономиста. Я всё время говорю: вот пошёл бы получил IT образование и человек бы сразу нашёл себе работу! Этот рынок очень открытый. У нас есть четыре подведомственных вуза, мы с ними серьёзно работаем. С министерством образования и науки делали ряд акций для школьников. Сами не ожидали, что в них примет участие такое количество детей — 800 тыс. по всей России, в том числе 14 тыс. из Крыма.
— Как ваше министерство намерено решать проблему кадрового дефицита?
— Есть формальные цифры, по которым нашу деятельность можно как министерство измерять. Мы с Министерством образования и науки ведем комплексную программу по устранению дефицита кадров. В прошлом году мы обеспечили увеличение на 35% количества бюджетных мест в вузах по IT специальностям, это достаточно серьезная цифра.
— Есть ли у Минкомсвязи планы по развитию IT отрасли на полуострове?
— Я встретился с ректором Севастопольского государственного технического университета Валерием Кошкиным. Это огромный вуз, в который влилось много институтов, в общей сложности в нем обучается 11 тыс. человек, и на его базе идет подготовка IT специалистов. Конечно, мы рассмотрели возможности поддержки университета со стороны министерства и отраслевых компаний. Я поинтересовался, как много людей, получив диплом покидают Крым в поисках работы. Ответ был: "Никто не покидает". То есть все специалисты, которые выпускаются, находят здесь работу. Судя по тому, какие зарплаты есть в фирмах, работающих на территории полуострова, они значительно выше того, что в среднем в Крыму получают люди. При этом за предыдущие годы материально-техническая база Севастопольского технического университета развивалась очень плохо. Всё очень устаревшее. Но я был поражён ребятами, которые проводят очень серьёзные исследования. Я принял решение расширить взаимодействие университета в Севастополе с нашими подведомственными вузами, так как материально-техническое состояние университета, конечно, требует нового подхода и помощи. В структуре министерства есть два научно-исследовательских института — НИИ радио и Центральный научно-исследовательский институт связи. У них есть лаборатории, будем приглашать ребят на стажировку. На базе Московского технического университета связи и информации есть несколько тренинговых центров. Мы постараемся, чтобы студенты участвовали в стажировках, в тренингах, которые в этих центрах осуществляются.
— Как Россия может конкурировать с другими странами, чтобы как можно больше специалистов IT-технологий работало именно в России?
— Проблема оттока специалистов за рубеж, конечно, существует. У нас реализована комплексная программа "Развитие технопарков в отрасли высоких технологий". Это, прежде всего, возможности для малого и среднего бизнеса. Это определение ниш, которые позволят произвести какие-то ценности, добавочный продукт, например. То есть мы создали инфраструктуру. И надо ещё привлекательные условия для IT-бизнеса в России создавать. Те компании, которые подтвердили свою аккредитацию в Минкомсвязи, имеют пониженные тарифы страховых взносов. У нас есть результаты независимого отраслевого опроса, который проводила ассоциация "Россофт". Они отмечали, что в 2014 году, впервые за 11 лет, все опрошенные компании подтвердили, что они видят реальные улучшения государственного регулирования во всех сферах IT-индустрии.
— Что можно сказать о создании условий по развитию IT-бизнеса в регионах страны, в частности, в Крыму?
— В прошлом году мы предложили проект по внедрению льготного налогового режима для IT-компаний. Суть такой локальной преференции в уменьшении ставки налога на прибыль. Для IT компании региона, в частности в Новосибирске и в Пензе, она снижена с 20% до 15,5%. У нас крымские компании в особенном фокусе: я думаю, что IT-бизнес должен расти уже не на основе тех больших компаний, которые в России уже существуют, а прежде всего на основе малых и средних компаний. Ведь в "Силиконовой долине" именно они формируют лицо IT-индустрии, а не Google, которая, кстати, тоже когда-то была маленькой фирмой.