Муфтий мусульман Крыма Хаджи Эмирали Аблаев в интервью РИА Новости рассказал о том, как мусульманам живется в российском Крыму, о финансировании строительства Соборной мечети и помощи Турции, а также о сотрудничестве с мусульманскими общинами в регионах России. Беседовал Виктор Лященко.
— Крымские татары неоднозначно восприняли воссоединение Крыма с Россией. Какие настроения в среде мусульман сегодня?
— Крымские татары, коренной народ Крыма, переживают непростое время. Но цена плаща познается в дождь. Все, что произошло, должно подвигнуть на созидание, в первую очередь стоит позаботиться друг о друге и помнить, что каждый несет ответственность за свой народ. Поэтому сегодня очень важно взвешенно обдумывать каждый шаг, каждый поступок и каждое слово, чтобы не причинить вред ни себе, ни своему соседу.
Аллах в Коране говорит: "Просите у Аллаха помощи терпением и молитвой". Хвала Всевышнему, сегодня в Крыму сохраняется мир и спокойствие. Это бесценная возможность созидать и развиваться во имя сохранения нашей духовности, культуры и языка.
— Мусульмане Крыма готовы идти на диалог с властью?
— Конструктивный диалог налаживается, по-другому нельзя. Невозможно жить, работать, решать вопросы без взаимодействия с властью. К тому же мы, религиозные деятели, должны создавать атмосферу позитива. Это наша миссия, это отличительная черта верующего человека, и в Коране она упоминается как "муслих" — созидающий, в противовес людям-лицемерам, которые портят и нарушают порядок, — "муфсидун".
— Что власть обещает взамен?
— Мы чувствуем поддержку со стороны властей в реализации социальных проектов во благо мусульманской уммы, и нас это обнадеживает. Чего стоит конференция к 100-летию со дня смерти Исмаила Гаспринского, большой юбилей к 700-летию мечети Хана Узбека в Старом Крыму. Мы привлекли к мечети большое внимание, это заслуженно, ведь это старейшая мечеть на всей Восточной Европе, и наша задача сделать все возможное, чтобы сохранить наши памятники мусульманской культуры.
Совместно с крымской властью мы планируем реализовать целый ряд наработок. Мы будем продолжать диалог и сотрудничество.
— Последний ваш визит состоялся в Турцию. Что обсуждали с президентом Эрдоганом?
— Я поехал туда по приглашению турецкой стороны. Благодарен Реджепу Тайипу Эрдогану и Мехмету Гормезу (министр Турции по делам религии — ред.) за приглашение. Важно, что Турция подтвердила и не отказывается от своих договоренностей касательно финансирования строительства Соборной мечети. Учитывая, что глава Крыма Сергей Аксенов и полномочный представитель президента РФ в Крыму Олег Белавенцев уже заявили о своей поддержке, я надеюсь, что строительство начнется скоро. По воле Всевышнего и ожидания мусульман Крыма будут оправданы. Я однозначно уверен, что это внесет позитив в наше общество.
— Сколько понадобится время для строительства мечети? Раньше о готовности помочь заявляли инвесторы из Татарстана и глава Чечни Рамзан Кадыров?
— Мы надеемся, что по воле Всевышнего мечеть будет построена в течение нескольких лет. Это зависит от многих факторов: взаимоотношений между государствами, своевременного финансирования, специалистов, которые будут вести строительные работы. Если посмотреть на ту же Турцию, то там строительство ведется быстро и качественно. Относительно инвесторов, на данный момент договор на строительство Соборной мечети у нас только с Турцией. Из других мест официальных предложений не поступало, но мы открыты для всех, кто хочет внести свою лепту.
На сегодня у крымских мусульман собрано свыше 1,5 миллионов рублей. Мы не объявляли о прекращении сбора средств, но из-за нарушений в работе банковской системы в Крыму произошла временная приостановка.
— Украинская сторона поспешила заявить, что встреча в Турции была пропитана антироссийскими настроениями…
— Я категорически против того, чтобы меня как духовное лицо использовали в геополитических разборках, однако, к сожалению, подчас этого избежать не удается.
Мы провели с турецкой стороной важные обсуждения, уверен, они помогут нам сохранить мир в Крыму, сохранить мосты, которые мы выстраивали с другими конфессиями все эти годы, а также будут способствовать стабилизации ситуации внутри крымского сообщества. И, поверьте, я не слышал от турецкой стороны каких-либо антироссийских высказываний или поддержки подобного рода настроений. Звучал призыв к конструктивному диалогу и созиданию.
— В Крыму работали учителя ислама из Турции, однако после мартовского референдума они покинули полуостров. Есть ли необходимость в их услугах сегодня?
— Учителя ислама работали в Крыму с 1993 года по программе Управления по делам религии Турции. Они помогали нам возрождать ислам, обучали наших детей. Турецкий и крымскотатарский народы близки по вере, языку, культуре, имеют единые традиции ислама Ханефитского толка, далекого от крайностей и радикализма.
В связи с изменением законодательства учителя религии были вынуждены покинуть Крым, но мы обсудили с Мехмет-беем (руководитель управления по делам религии Турции Мехмет Гермез — ред.) возможность их возвращения и продолжения деятельности. Этот вопрос будет решаться после регистрации муфтията в правовом поле России.
— Как вы оцениваете состояние межнациональных отношений в Крыму? В чем залог мира на крымской земле?
— Мы благодарим Всевышнего, что сегодня в нашей республике сохраняется мир. К большому сожалению, среди чиновников и в обществе в целом были, есть и будут люди с разным пониманием, интересами, некоторые испытывают жажду в противостоянии, искусственно создают проблемы. Главное, чтобы в обществе превалировал позитив. Функция власти — это справедливое отношение ко всем и установление принципа верховенства права. Мы вместе будем работать над сохранением мира и стабильности на нашем полуострове.
— Вы налаживаете сотрудничества с мусульманскими общинами из субъектов РФ?
— У нас всегда были дружеские отношения со всеми мусульманскими организациями России, и сегодня эти отношения будут только крепнуть. Мы надеемся, что они перерастут в тесное и плодотворное сотрудничество во благо мусульманской уммы России и всего общества в целом.
— В повестке дня стоит вопрос строительства новых мечетей? Сколько их необходимо?
— Для того чтобы удовлетворить потребности мусульманских общин, нам необходимо построить еще около 40 мечетей с учетом возврата нескольких десятков старых культовых сооружений, отобранных еще во времена советской власти.
— С какой молитвой вы посоветуете обращаться к Аллаху в трудные времена?
— Молитва бывает делом и словом. Если мы хотим, чтобы было действенно, так вот я советую сперва все переосмыслить, найти ошибки или недостатки в себе и постараться от них избавиться, это касается как индивидуумов, так и общества. Что касается слова, то пророк Мухаммед в такие моменты советовал обращаться к Аллаху с молитвой пророка Юнуса (Иона): "Нет бога, кроме Тебя [о Господи]! Ты бесконечно далек от всех недостатков! Воистину, я был неправедным!" (Коран, сура Пророки, аят 87)