СИМФЕРОПОЛЬ, 13 мая – РИА Новости Крым, Наталия Назарук. Неделю майских дождей Крым без преувеличений воспринял как манну небесную. Засуха, тянувшаяся десять месяцев, в последнее время стала оставлять крымчанам все более зловещие знаки: растрескавшиеся донья водохранилища, пересохшие русла ручьев и обмелевшие колодцы. Неудивительно, что долгожданная влага буквально смыла с жителей республики уныние.
Вот только специалисты самых разных отраслей радоваться не спешат: по их мнению, дожди – это всего лишь передышка, которая может успокоить людей, но не наполнит водохранилища. Почему так, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.
Вода в Крыму: читайте все о проблеме водоснабжения полуострова в одном сюжете >>
Не так, как обычно
Но в этом году, очевидно, что-то пошло не совсем так, как обычно. С начала апреля то тут, то там в Крыму жители разных населенных пунктов начали сообщать о том, что у них пропала вода.
"Мы живем ниже села Мраморного, фактически выше Аянского водохранилища. У нас здесь дачные кооперативы, у всех в основном скважины. У нас скважина 12 метров, - рассказывает Елена, жительница Заречного в Симферопольском районе. – С начала апреля воды в скважине почти нет, столб всего полтора метра. Обычно в это время года всегда проблемы, но сейчас она иногда даже в кране перестает течь, потому что вода уходит и напора не хватает. В итоге нам приходится ездить к знакомым в Перевальное и брать воду у них".
Похожие трудности испытывают жители многих населенных пунктов в Бахчисарайском районе. Во многих селах – там, где воду берут из протекающих рядом рек или их притоков – крымчане вынуждены наблюдать одновременно и то, как пересыхают русла, и то, как истощаются запасы в коптажах.
"Наше село воду берет из родника на горе Бойка, он находится в 500 метрах от верхней части села, - делится Анна, жительница села Нагорного в Бахчисарайском районе. – Зимой все было отлично. В начале апреля воды не стало. В прошлом году тоже были перебои с водой до ноября. Нет снега на горе Бойка – следовательно, почти нет воды в роднике. У нас на участке есть колодец с технической водой, а за питьевой мы ездим в соседнее село".
"В 2016 году вода была в скважине на пятиметровой глубине. Сейчас в районе садов она начинается в восьми метрах от поверхности. Доставать ее все тяжелее, - рассказывает местный житель, экс-депутат Армянского горсовета Борис Мохов. – Проще тем, у кого скважины глубже. И то она быстро заканчивается: если раньше насос мог не прекращать качать во время, например, полива, то сейчас работает 20 минут, а потом нужно делать перерыв. К тому же эта вода имеет повышенную соленость".
Все под контролем?
Как сообщила в начале мая гидрологическая служба крымского Гидрометцентра, в регионе наступила низкая, нехарактерная для этого времени года водность (количество воды, проносимое по руслу за отрезок времени – ред.). К началу мая крымские водохранилища естественного стока наполнились всего на 94,78 миллиона кубометров воды (суммарный проектный объем – более 250 миллионов кубометров).
По данным Госкомитета водного хозяйства и мелиорации республики, на середину апреля наименее наполненными оказались наливные водохранилища Фронтовое (снабжает Керчь и Феодосию), Межгорное (снабжает некоторые районы Симферополя) и Бахчисарайское (снабжает Бахчисарайский район): на 4,2%, 2,6% и 22,9% соответственно. Впрочем, их объемы несравнимы, например, с тем же Симферопольским водохранилищем, в котором в апреле осталось около 29% воды, или снабжающим Севастополь Чернореченским водохранилищем, сегодня заполненным чуть более чем наполовину.
Однако, по мнению главы водного комитета Игоря Вайля, в нынешнем положении нет ничего "экстраординарного".
"В связи с тем, что мы живем в маловодном отрезке времени, та ситуация, которая сложилась на сегодняшний день, прогнозируемая и нормальная. Маловодный год мы встречаем периодически, каждые 4-5 лет. Ситуация была спрогнозирована еще в сентябре, поэтому для нас никакой чрезвычайной ситуации не было", - заверил Вайль в апреле во время беседы с радио "Спутник в Крыму".
Сколько воды осталось для Севастополя – видео с коптера >>
Тем не менее, местных синоптиков обеспокоило то, что нормальных осадков, которые сегодня являются единственным источником пополнения крымских водохранилищ, в Крыму не было фактически с июля прошлого года. И поводов надеяться на нормальную ситуацию так и не появилось.
"Май 2019 года, который по многолетним данным должен был быть дождливым, оказался сухим. Потом было небольшое количество осадков в июне, а с июля 2019 года все месяцы идут с недобором осадков, и это положение усугубила малоснежная зима. Основное наполнение водохранилищ происходит от тало-дождевого стока, так что без снега никуда", - пояснила начальник отдела гидрологии и гидрологических прогнозов регионального гидрометцентра Наталья Охременко.
Хуже то, что малоснежная зима оказалась второй подряд: небольшое количество снега было только на плато Ай-Петри, а вот в районе Чатыр-Дага, откуда и берут начало реки северного предгорья – Салгир, Альма, Улу-Узень, – снега практически не было, а то, что выпало, не смогло нормально стаять в реки: из-за сухой погоды снег в большей степени вымерз и выветрился.
По мнению гидролога, спасти текущую ситуацию могли бы только сильные ливневые и обложные осадки (интенсивные дожди, одновременно выпадающие на большой площади – прим.), которым нужно пролиться не просто над городом, а по всем высотным зонам, где находятся истоки рек, и прежде всего – в Крымских горах.
Глобальная проблема
"Во время войны, когда Крым был оккупирован фашистами, станция работала, начальник гидрометеостанции передавал данные, которыми пользовались как советские войска, так и фашисты. Это был единственный случай в истории сталинской эпохи, когда начальника позже не расстреляли за предательство, а наградили орденом – за то, что он не прервал самый длинный метеорологический ряд, который мог давать достаточно точные прогнозы", - пояснил РИА Новости Крым декан факультета географии, геоэкологии и туризма Таврической академии КФУ имени Вернадского Борис Вахрушев.
В Крыму продолжают таять запасы воды в водохранилищах >>
Сейчас, в отсутствие системных данных об изменении гидрометеорологической ситуации в регионе, можно руководствоваться только наработками прошлых десятилетий, специализированной теорией и частично данными сохранившихся немногочисленных пунктов наблюдений, метеостанций и постов.
"Есть такое понятие – гидрологический год, он делится на гидрологические циклы повышенной и пониженной водности, все вместе укладывается обычно лет в 50. Это было выведено по данным многолетних режимных наблюдений. Если брать этот прерванный ряд, то можно сказать, что у нас уже года три-четыре назад должен был закончиться цикл повышенной водности. Но он продлился – скорее всего потому, что из-за изменения климата нарушилась циркуляция атмосферы. Поэтому, кстати, перестали работать многие народные приметы, - поясняет ученый. – Нынешняя засуха, скорее всего, и есть начало цикла пониженной водности в гидрологическом году".
По словам доктора географических наук, до глобального потепления климата между воздушными массами проходили фронты, поведение которых можно было прогнозировать. С повышением температуры фронты "размазались" – теперь их поведение непредсказуемо.
"Например, со стороны Исландии обычно циклоны через всю Европу идут к нам до самого Алтая. Они несут с собой влагу и дожди. Но вдруг где-то над Восточной Европой возникает так называемый барический антициклон – жаркий воздух, который всегда более плотный, чем влажный воздух, – и он блокирует движение тех циклонов, которые движутся со стороны запада и юго-запада. В итоге, Европу заливает дождями, а у нас леса горят", - объясняет специалист.
Власти Симферополя анонсировали решении водной проблемы в мае >>
"Тогда пересохли даже глубокие колодцы, пересохли крупные ставки – водохранилищ как таковых еще не было – начали пересыхать источники. В итоге, в Крыму исчезло около 100 населенных пунктов, - подчеркнул Борис Вахрушев. – Будет ли у нас сейчас нечто подобное, сказать нельзя – можно только строить догадки".