Дефицит сна влияет на отложение жира, выяснили ученые

Девушка, страдающая бессонницей. Архивное фото

СТОКГОЛЬМ, 23 авг — РИА Новости, Людмила Божко. Даже кратковременный недостаток сна может негативно сказаться на биологическом обмене в тканях организма человека, в частности повлиять на отложение жира и деградацию мышц, говорится в сообщении для прессы Уппсальского университета, Швеция, со ссылкой на исследование, проведенное его учеными.

Мужчина ночью сидит за ноутбуком. Архивное фото
Ученые рассказали, чем опасно не спать по ночам
Работа шведских исследователей касается анализа, который раньше не проводился. Ученые в том числе изучили состояние тканей организма человека на молекулярном уровне после дефицита сна. В исследовании приняли участие 15 здоровых людей. Сначала им предложили провести сутки в университетской лаборатории с нормальным приемом пищи и восьмичасовым ночным сном. В другой раз спать им ночью не разрешили.

Утром после этих двух экспериментов у них взяли образцы подкожного жира и скелетной мускулатуры — то есть из тканей, состояние которых часто указывает на нарушения в биологическом обмене у людей при диабете и ожирении. Также у участников эксперимента взяли образцы крови для измерения ряда показателей, связанных с метаболизмом. Молекулярный анализ показал, в частности, что ночное бодрствование повлияло на ткани.

Зевающая собака
Завидовать или сочувствовать: животные, которые меньше всего спят
"Ранее наша группа исследователей смогла показать, что недостаток сна сам по себе — в форме отсутствия сна в ночное время — ведет к эпигенетическим изменениям в тех генах, которые контролируют ежедневные ритмы тканей. Наши новые данные свидетельствуют, что недостаток сна может изменить метилирование ДНК во многих частях генома", — сказал один из авторов исследования, Йонатан Седернес, чьи слова приводятся в сообщении для прессы.

По словам ученого, эксперимент также продемонстрировал, что при нарушении сна организм пытается накапливать жир, в то время как мышечная ткань показывает признаки деградации с пониженной возможностью использовать циркулирующий в крови сахар. Ученые полагают, что в целом все эти изменения в организме человека могут отчасти объяснить, почему нарушения сна и сменная работа повышают риск увеличения веса и развития диабета второго типа.

Исследователи намерены продолжить свой анализ для подтверждения данных, полученных на основании лишь одной бессонной ночи участников эксперимента. Ученые хотят также выяснить, могут ли (и если да, то в какой степени) нормальный сон, диета и тренировки восстановить обмен веществ в организме. Исследование опубликовано в научном журнале Science Advances.