Азовская порка, или Почему НАТО не поможет Украине

Тактико-специальное учение Вихрь-МЭД 2018 в Азовском море.

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ

Киев пытается найти выход из кризисной для него ситуации в Азовском море. Однако сделать это без информационной "зрады" с каждым днем становится все сложнее. 

"Хитрый план Путина"

Море. Архивное фото
Украинские пограничники удерживают рыболовецкое судно с крымским экипажем
Напомним, что проблемы Киева начались с его пиар-захвата российского рыболовного судна "Норд", приписанного к Крыму. Моряков захватили в плен и обвинили в незаконном пересечении границы, пытаясь тем самым нанести имиджевый удар по России. Кремль же ответил несимметрично – российские пограничники не только увеличили время выдачи пропусков через принадлежащий теперь РФ Керченский пролив для судов, следующих в украинские порты, но и стали задерживать эти суда в Азовском море для досмотров. В итоге убытки украинской экономики от задержки грузов и нежелания грузоперевозчиков связываться с транзитом на Украину уже исчисляются миллионами долларов. Тот же Бердянский порт, по некоторым данным, потерял до 50% грузооборота. Страдают и украинские рыбаки, которым стало гораздо сложнее заниматься браконьерским промыслом – некоторые из них уже задержаны российской стороной, которая стала проявлять куда большее внимание к соблюдению закона и порядка. И, что самое интересное, у России достаточно возможностей и оснований для создания новых осложнений для Украины – начиная от разрыва соглашения о совместном пользовании Азовским морем и заканчивая вводом пошлины за проход кораблей через Керченский пролив. 

Рыболовецкое судно Норд с крымским экипажем, задержанное украинскими пограничниками в Азовском море
В Крыму указали на лицемерие властей Украины по отношению к экипажу "Норда"
Идеальным выходом из этого кризиса для Украины было бы откатить ситуацию в "донордовский" период, однако для этого нужно освободить как российский траулер, так и его капитана. На что Киев пойти не может по причине "эффекта колеи", в рамках которого Украина стала заложницей сделанных ею ранее политических решений и озвученных принципов. Освобождение "Норда" (крымского корабля) может позиционироваться как признание Киевом нового статуса полуострова, а в период предвыборной кампании власти на это пойти не могут. Скорее наоборот – они вынуждены и дальше идти по колее, захватывая другие российские суда, которые по недомыслию или же отчаянной храбрости судовладельцев продолжают посещать украинские порты. Так, новой жертвой стал танкер "Механик Погодин", задержанный в украинском порту на неопределенное время, и сразу же после этого Россия на какое-то время закрыла для судоходства участок российских и международных вод уже не в Азовском, а Черном море. Для учений, естественно. 

Капитан судна Норд Владимир Горбенко в Херсоне
СБУ за два месяца так и не предоставила доказательств вины капитана "Норда"
Не имея возможности решить конфликт, украинские власти пытаются хотя бы доказать всем (как украинцам, так и внешним наблюдателям), что поведение России в Азовском море – это не ответ на "Норд", а часть ХПП (хитрого плана Путина) по оккупации Украины. По одной из версий, Москва занимается экономическим удушением Незалежной для облегчения дальнейшей оккупации или, как минимум, пробивания сухопутного окна в Крым. По другой – специально нарывается на вооруженный конфликт с украинскими боевыми кораблями (точнее, в лучшем случае катерами) на Азове для того, чтобы использовать это как предлог для вторжения. И для предотвращения данного вторжения Украина, по словам секретаря комитета Верховной Рады по нацбезопасности и обороне Ивана Винника, должна обеспечивать пассивную безопасность своей акватории. Например, в виде размещения береговой охраны, ракетно-артиллерийских подразделений "вблизи участков, где может быть высажен десант". 

Поддержим, но только морально

Судно в море
В Киеве признали: Украина не может противостоять России в Азовском море
К сожалению для Киева, сопротивление мифическому десанту никак не решает вопрос с экономическими потерями. Причем потерями не государства, а конкретных украинских олигархов, чей бизнес завязан на портах Мариуполя и Бердянска. Рано или поздно проблему придется решать, поэтому и рождаются новые инициативы, как избавиться от внимания российских пограничников, но при этом сохранить лицо. 

Одна из них – призыв на помощь западных спонсоров. Заместитель министра по вопросам "временно оккупированных" территорий (так на Украине называют российский Крым вкупе с ДНР и ЛНР) Георгий Тука заявил, что украинские власти могут обратиться в международные институты с просьбой предоставить морской конвой для безопасного прохождения украинских судов в Азовском море. Например, в Совет Безопасности ООН или в НАТО. 

Боевые корабли НАТО
За чужими спинами: Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море
На первый взгляд, это абсурдное предложение, и оно по праву было высмеяно как в соцсетях, так и в российском политико-академическом сообществе. Однако недооценивать тонкость этого предложения не стоит. Если, конечно, Киев сможет начать его реализацию.

Сначала, конечно же, пойдут в Совбез, где украинское предложение будет успешно блокировано Россией. В Москве напоминают, что имеют полное юридическое право досматривать суда в Азовском море, и Киев это право даже не оспаривает. "Мы — заложники соглашения о сотрудничестве между Украиной и Россией в Азовском море и в Керченском проливе", — поясняет спикер погранслужбы Украины Олег Слободян. А согласно этому соглашению, вступившему в силу в 2004 году, Россия и Украина могут осматривать суда, вызывающие подозрения. А что же касается опасности для судоходства в регионе, то она исходит как раз от украинских пиратов, захватывающих российские суда, но с ними Кремль может вполне разобраться самостоятельно. 

Бердянский морской порт
Порошенко "взрывает" Азовское море
И вот тогда Украина обратится в НАТО. Не столько за натовскими конвоями, сколько за самим фактом военно-политического вмешательства сил Альянса в российско-украинский конфликт на Азовском море.

Проблема в том, что на Западе не Турчиновы сидят – справок у них нет, а вместо этого есть очень четкое и трезвое понимание действительности. Да, в Вашингтоне и Брюсселе готовы поддержать украинскую позицию по судоходству на Азове, но поддержать лишь морально, что и делают, например, американские официальные лица. Которые по понятным причинам не готовы брать на себя какие-либо обязательства, а тем более риски. Например, в виде попытки прохода западных военных кораблей (если Турция вообще пустит их через Босфор) через принадлежащий России Керченский пролив. Со всеми ракетно-ядерными вытекающими и вылетающими. 

Так что, скорее всего, азовская порка Украины будет продолжена. Киев будет пытаться отыгрывать ситуацию во внутриполитическом аспекте, тогда как Москва продолжит наглядно и понятными для украинских политиков способами доносить до них простую мысль о недопустимости пиара за счет пиратства в отношении российских кораблей. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнения
Загрузка...
Популярное
20:2424.09.2018МВД проводит проверку по факту ДТП с участием автобуса и ВАЗ
16:3924.09.2018В Крыму столкнулись рейсовый автобус и ВАЗ: пять человек погибли
11:3525.09.2018Авария на керченской трассе: движение практически парализовано
18:4524.09.2018Соборная мечеть Крыма: от грез к реалиям
10:1025.09.2018Страшное ДТП в Крыму: один человек погиб, трое пострадали
09:4325.09.2018В МЧС рассказали о последствиях ночного шторма
Эфир
Наверх