Водоснабжение Крыма стало наиболее актуальной проблемой полуострова: последняя засуха в республике показала, что дефицит воды испытывают уже не только фермеры, но и жители некоторых крымских районов. Помощь полуострову пытаются оказать в том числе специалисты с материка.
Корреспондент РИА Новости Крым побеседовал с директором столичной компании "Отечественные водные технологии" Вадимом Куликовским, который посетил республику для оценки ситуации с водой.
- Как вы видите решение проблемы c водой в Крыму?
- Если говорить в целом, то в Крыму большое количество ресурсов, которые надо рационально использовать, а также актуализировать и дополнительно исследовать. Например, подземные воды, которые не везде должным образом исследованы.
- Есть мнение, что нельзя злоупотреблять использованием подземных вод в Крыму, потому что их якобы начинает замещать морская вода.
Что касается падения качества подземной воды, то такое может происходить лишь в случае, если ее используют неправильно. С моей точки зрения, именно поэтому изучение подземных вод необходимо в Крыму. Для того, чтоб правильно использовать воду, нужно сначала ее грамотно исследовать.
Почему в севастопольском селе исчез пруд >>
- О какой именно подземной воде идет речь?
- Подземная вода - это не какое-то статическое озеро, это – река. Из озера, то есть из статических запасов, отбирать воду нельзя. Во-первых, они закончатся, а во-вторых, вместо воды туда что-нибудь начнет затекать.
Поэтому нужно найти подземную реку, отбор из которой ограничить объемом, не способным повлиять на характер этой реки - как геохимический, так и гидрогеологический. То есть важно, чтоб река сильно не изменилась при таком отборе.
Эксперты рассказали о качестве бутилированной и водопроводной воды в Крыму >>
- Откуда изначально приходят подземные воды? С материка?
- В основном, эта вода идет с Крымских гор. Она спускается оттуда по водоупорам - это слои почвы, через которые вода с трудом просачивается или не просачивается вовсе и течет по поверхности. По водоупорам, как по желобам, вода растекается по всему полуострову. Потенциал этих вод сейчас не исследован и не эксплуатируется.
- Достаточно ли объема подземных вод, чтобы покрыть нужды Крыма?
- Не исключено, что это дало бы достаточное количество воды для покрытия вододефицита, по крайней мере того, который сейчас просчитывается. Что касается сельского хозяйства, то здесь, конечно, совсем другая проблема, и она гораздо более комплексная, чем просто обеспечение водой населения. Потому что это и вопрос правильной локализации сельскохозяйственных угодий, и правильный выбор сельскохозяйственных культур с точки зрения полива.
- Из-за этого перестали выращивать рис на севере полуострова?
- Конечно, ведь больше половины воды, поступавшей по Северо-Крымскому каналу, шло на рис.
- Как вы оцениваете проект поставки воды с материка? Обсуждалась даже идея строить водовод до Кубани.
- Эта история очень древняя. Еще в 70-х годах советские инженеры подготовили проект переброски воды из Кубани, была даже полновесная проектная документация. Речь шла о поставке около миллиона кубов воды и строительстве двух ниток двухметрового трубопровода по мосту. Собственно, именно тогда впервые обсуждался и проект Керченского моста.
И опять-таки, воды Таманскому полострову не хватает вследствие традиционного водопользования, которое там сложилось. Потому что на Кубани тоже есть подземные воды, и их тоже надо осваивать – особенно с учетом того, что они уже разведаны. Но этого не происходит.
Аксенов озвучил главный для Крыма вопрос по воде >>
- Что вы имеете в виду, когда говорите о правильном использовании воды?
- Если у вас есть подземный источник, нужно грамотно просчитать, сколько можно отбирать оттуда воды. Эта цифра обычно выражается в виде тысяч кубов в год или в сутки, но на самом деле к этому показателю надо подходить более гибко. Потому что питание подземных вод тоже испытывает сезонные колебания - когда-то можно взять больше, когда-то меньше.
В некоторых случаях, если населенный пункт имеет и подземные, и поверхностные источники, то в засуху, когда поверхностный источник воды не дает, можно форсировать добычу из подземного источника.
Подземный источник обладает определенной эластичностью с точки зрения объема отбора воды - при грамотной эксплуатации он позволяет маневрировать отбором и тем самым компенсировать недостатки поверхностной воды в водоснабжении. Подобный подход для Крыма был бы очень правильным, ведь, имея подземные источники, можно было бы в условиях крымских засух форсировать добычу подземной воды.
Однако для этого нужны исследования, которые, к сожалению, не проведены, хотя соответствующие рекомендации озвучивались еще в 2014 году.
- Что делается сейчас в республике для решения проблемы?
- Сейчас правительство Крыма проводит конкурс на проектирование резервных систем водоснабжения с использованием Межгорного водохранилища. Это самое крупное искусственное водохранилище в Крыму объемом 50 млн. кубов, которое пополнялось из Северо-Крымского канала.
Предлагается вернуться к этой идее и наполнять Межгорное водохранилище избытками рек в высоководные годы и хранить там воду. Но для этого нужна хорошая гидроизоляция, потому что это водохранилище стоит на карсте, что приводит к очень серьезным водопотерям.
Раньше на эти водопотери никто особенно не обращал внимания - они не считались критичными, поскольку шла днепровская вода и ее хватало. Однако эти процессы все равно были видны невооруженным глазом, поскольку приводили к опреснению соленых озер в окрестностях.
- В каких районах Крыма, на ваш взгляд, сейчас наиболее серьезная ситуация?
- Самый критический регион с точки зрения засухи – Керченский полуостров, поскольку там вообще никакой воды нет: ни подземной, ни поверхностной. Вернее, подземная вода есть, но у нее и жесткость, и солесодержание в три раза выше нормы, просто так ее пить нельзя. Сейчас туда прокладывается трубопровод от подземных источников. Главное, чтобы работы успели завершить до засухи.