Рейтинг@Mail.ru
Виа феррата: "железный путь" в Надкрымье - РИА Новости Крым, 08.07.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Алушта
Туризм

Виа феррата: "железный путь" в Надкрымье

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Читать в
ДзенTelegram

Галия Шакирова, журналист

Металлический трос, "снаряга", горы и несколько вариантов подъема на почти семисотметровую высоту, откуда открываются бесконечно прекрасные виды на Ласпи: в Крыму набирает популярность одно из самых любимых увлечений жителей Альп – виа феррата, или "железный путь" в облака.

Галия Шакирова узнала об истории, нюансах и будущем проекта, поднявшись вместе с шестилетним сыном на вершину Деликли-Бурун.

Как все начиналось

История виа ферраты (в пер. с итальянского "железный путь" — ред.) началась в Альпах. Официально самый первый такой участок построили еще в XIX веке, а точнее в 1843 году в Австрии, в горном массиве Дахштайн. Впоследствии развитию виа феррат помогла 1-я Мировая война. В Доломитовых Альпах итальянцы активно воевали против австрийцев, и для того, чтобы боевые действия были успешны, понадобились надежные тропы прямо в скалах. В горную породу вбивали металлические скобы, крепили железные тросы и лестницы.

Спустя полтора века основные принципы сооружения виа феррат не изменились, лишь совершенствуются сами конструкции, снаряжение и повышается уровень безопасности.

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

В настоящее время такой участок, как правило, оборудован страховочным канатом или цепью, идущими вдоль него и зафиксированными в скале на небольшом расстоянии друг от друга стальными анкерами.

Упоры для ног — либо естественный рельеф, либо стальные скобы (лестницы), штыри или небольшие рифленые пластины.

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

Лидером по количеству "металлических" дорожек по-прежнему остаются Альпы: здесь их более тысячи и постоянно "пробиваются" новые маршруты самой разной сложности. Ежегодно по ним проходят несколько миллионов человек.

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

Крымский ответ

В прошлом октябре под Севастополем в районе Ильяс-Кая – Деликли-Бурун в рамках проекта "Большая Севастопольская тропа" появилась первая протяженная крымская виа феррата.

На сегодня работа завершена уже по всем участкам (8 вариантов прохождения). Причем самый сложный из них ввели в эксплуатацию в первых числах июня этого года. В данный момент это самая длинная виа феррата в России. Ее протяженность – 2,6 тыс метров.

Справедливости ради отметим, что первая крымская "ферратная" трасса появилась под Симферополем в районе Красной пещеры (Перевальное-2 – ред.) в 2012-м году. Ее длина – всего 70 метров. Кроме того, недавно рядом с "Тороповой дачей" в рамках все той же "Большой Севастопольской тропы" оборудовали учебную виа феррату протяженностью 100 метров.

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

Посещение всех "феррат" в Крыму бесплатно, но требует специального снаряжения и навыков.

По словам автора проекта, президента Федерации альпинизма и скалолазания Севастополя Юрия Круглова, только троса для оборудования маршрутов на Деликли-Бурун понадобилось около трех километров.

"Поднимать трос, другие материалы и оборудование приходилось вручную с применением техник, используемых в спасательных работах на вертикальном рельефе. Меня спрашивают, почему через каждые 30-40 метров в тросе есть разрывы — нельзя ли было использовать один непрерывный моток? Нельзя по требованиям безопасности. Непрерывный трос такой длины являлся бы точкой притяжения для молний. Технологические разрывы длиной в один метр полностью решают эту проблему и облегчают процесс замены троса", — рассказал Круглов.

Как пояснил глава севастопольских альпинистов, массив Ильяс-Кая – Деликли-Бурун был выбран не случайно.

© РИА НовостиВиа феррата: "железная дорога" на "крышу" Крыма
Виа феррата: железная дорога на крышу Крыма

"Виа феррату нельзя прокладывать в скальном районе, где уже существуют маршруты для альпинизма и скалолазания. Поэтому из списка потенциально подходящих массивов Крыма исключили освоенные и популярные, а также имеющие перспективы на будущее. Идеальное место для создания виа ферраты – малопосещаемый район, который бы удалось ввести в оборот использования для туризма. В то же время желательно, чтобы он находился недалеко от дорог, парковок и других элементов туристской инфраструктуры. Ну и, конечно, (важно) наличие достопримечательностей и красивых видов, от которых захватывает дух. Район Ильяс-Кая – Деликли-Бурун идеально подходил по всем вышеперечисленным критериям", — отметил автор проекта.

По его словам, этап проектирования занял больше времени, чем согласование и непосредственно оборудование. На протяжении нескольких месяцев скалы пришлось многократно облазить вдоль и поперек в буквальном смысле, запускать дроны, строить компьютерные модели.

"Наша виа феррата спроектирована и оборудована по новому стандарту, который буквально год назад был принят в Евросоюзе на основании рекомендаций, разработанных Международной альпинистской ассоциацией. В этом стандарте учтен весь предыдущий опыт эксплуатации виа феррат за последние 100 лет", — рассказал Круглов.

Первые люди на "железной тропе"

Новое экстремальное и одновременно эстетическое развлечение еще не получило широкой известности среди крымчан и гостей полуострова. Над этим, правда, активно работают местные турфирмы и отдельные гиды, предлагающие испытать на себе "острые ощущения".

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

Однако по предварительным подсчетам севастопольского "Центра развития туризма", являющегося оператором проекта "Большая Севастопольская тропа", за первый год виа феррату посетят не менее 20 тысяч человек.

В целом комплекс маршрутов "Ильяс-Кая – Деликли-Бурун" способен пропустить через себя до 50 тысяч человек в год без ущерба для безопасности.

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

Встреченный нами на "железном" пути ялтинец Александр, по его словам, проходил виа феррату "уже раз двадцать" и в 21-й вместе с другом Русланом решил подняться на вершину Ильяс-Каи (681 м) по самому сложному, недавно законченному участку – почти сплошная вертикаль. 

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

Виктор и Алексей из Москвы, напротив, выбрали простой маршрут по гребню Деликли-Бурун, так как узнали о виа феррате случайно от крымских друзей, но времени до самолета оставалось мало — не до подвигов.

А Наталья из Севастополя пока только собирается на поиски приключений, так как своего снаряжения нет, а брать его напрокат дорого (от 400 до 900 рублей за комплект), и там есть не все, что нужно.

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

Мы с семьей "покоряли" Деликли-Бурун (550 м) по участку средней сложности, начинающемуся от трассы в районе пансионата "Изумруд". Три или четыре вертикальных отрезка, более трех часов на маршруте, которые пролетели, словно час, и полнейший восторг от увиденных красот: такие "картинки" снимают с квадрокоптера, но здесь вы видите их своими глазами, а не через камеру гаджета.

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

Главное – не забывать смотреть под ноги и вовремя перестегивать карабины на "усах" — страховке.

О самом главном

Автор проекта напоминает: "виа феррата – это горный маршрут, где всегда присутствует некая доля риска для здоровья и жизни". Поэтому его прохождение требует спецснаряжения: каска, обвязка, страховочные "усы" и амортизатор рывка с карабинами, разработанный  специально для прохождения виа феррат (амортизатор рывка – это прошитые нитками петли, нитки рвутся, но при этом гасят рывок).

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

По словам Круглова, на подобных маршрутах возможны срывы на глубину до пяти метров. Если пренебречь таким амортизатором, то в случае падения гарантирован перелом позвоночника. Кроме того, при рывке может подвести страховка.

Глава севастопольских альпинистов подчеркивает, что обычная альпинистская самостраховка, например, из куска динамической веревки, а также амортизаторы рывка для альпинизма не подойдут, так как изначально они разработаны под другие условия.

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

"На всех точках входа на маршруты размещена информация о мерах безопасности и о необходимом снаряжении. Если вам предоставили снаряжение, не удовлетворяющее этим требованиям, не пользуйтесь услугами этих людей", — призвал Круглов.

Не последняя

Федерация альпинизма и "Центр развития туризма" Севастополя не намерены останавливаться на достигнутом. 

© Фото: из личного архива Галии ШакировойВиа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун
Виа феррата в Крыму. Восхождение на вершину Деликли-Бурун

"В настоящий момент идет согласование еще двух участков общей протяженностью 1500-2000 метров в различных инстанциях Севастополя. Если будет положительное заключение, то первый откроется уже осенью. И он станет самой популярной виа ферратой. Почему? Пока секрет", — поделился планами главный севастопольский альпинист и скалолаз Юрий Круглов.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала