Галия Шакирова, журналист
Металлический трос, "снаряга", горы и несколько вариантов подъема на почти семисотметровую высоту, откуда открываются бесконечно прекрасные виды на Ласпи: в Крыму набирает популярность одно из самых любимых увлечений жителей Альп – виа феррата, или "железный путь" в облака.
Галия Шакирова узнала об истории, нюансах и будущем проекта, поднявшись вместе с шестилетним сыном на вершину Деликли-Бурун.
Как все начиналось
История виа ферраты (в пер. с итальянского "железный путь" — ред.) началась в Альпах. Официально самый первый такой участок построили еще в XIX веке, а точнее в 1843 году в Австрии, в горном массиве Дахштайн. Впоследствии развитию виа феррат помогла 1-я Мировая война. В Доломитовых Альпах итальянцы активно воевали против австрийцев, и для того, чтобы боевые действия были успешны, понадобились надежные тропы прямо в скалах. В горную породу вбивали металлические скобы, крепили железные тросы и лестницы.
Спустя полтора века основные принципы сооружения виа феррат не изменились, лишь совершенствуются сами конструкции, снаряжение и повышается уровень безопасности.
В настоящее время такой участок, как правило, оборудован страховочным канатом или цепью, идущими вдоль него и зафиксированными в скале на небольшом расстоянии друг от друга стальными анкерами.
Упоры для ног — либо естественный рельеф, либо стальные скобы (лестницы), штыри или небольшие рифленые пластины.
Лидером по количеству "металлических" дорожек по-прежнему остаются Альпы: здесь их более тысячи и постоянно "пробиваются" новые маршруты самой разной сложности. Ежегодно по ним проходят несколько миллионов человек.
Крымский ответ
В прошлом октябре под Севастополем в районе Ильяс-Кая – Деликли-Бурун в рамках проекта "Большая Севастопольская тропа" появилась первая протяженная крымская виа феррата.
На сегодня работа завершена уже по всем участкам (8 вариантов прохождения). Причем самый сложный из них ввели в эксплуатацию в первых числах июня этого года. В данный момент это самая длинная виа феррата в России. Ее протяженность – 2,6 тыс метров.
Справедливости ради отметим, что первая крымская "ферратная" трасса появилась под Симферополем в районе Красной пещеры (Перевальное-2 – ред.) в 2012-м году. Ее длина – всего 70 метров. Кроме того, недавно рядом с "Тороповой дачей" в рамках все той же "Большой Севастопольской тропы" оборудовали учебную виа феррату протяженностью 100 метров.
Посещение всех "феррат" в Крыму бесплатно, но требует специального снаряжения и навыков.
По словам автора проекта, президента Федерации альпинизма и скалолазания Севастополя Юрия Круглова, только троса для оборудования маршрутов на Деликли-Бурун понадобилось около трех километров.
"Поднимать трос, другие материалы и оборудование приходилось вручную с применением техник, используемых в спасательных работах на вертикальном рельефе. Меня спрашивают, почему через каждые 30-40 метров в тросе есть разрывы — нельзя ли было использовать один непрерывный моток? Нельзя по требованиям безопасности. Непрерывный трос такой длины являлся бы точкой притяжения для молний. Технологические разрывы длиной в один метр полностью решают эту проблему и облегчают процесс замены троса", — рассказал Круглов.
Как пояснил глава севастопольских альпинистов, массив Ильяс-Кая – Деликли-Бурун был выбран не случайно.
"Виа феррату нельзя прокладывать в скальном районе, где уже существуют маршруты для альпинизма и скалолазания. Поэтому из списка потенциально подходящих массивов Крыма исключили освоенные и популярные, а также имеющие перспективы на будущее. Идеальное место для создания виа ферраты – малопосещаемый район, который бы удалось ввести в оборот использования для туризма. В то же время желательно, чтобы он находился недалеко от дорог, парковок и других элементов туристской инфраструктуры. Ну и, конечно, (важно) наличие достопримечательностей и красивых видов, от которых захватывает дух. Район Ильяс-Кая – Деликли-Бурун идеально подходил по всем вышеперечисленным критериям", — отметил автор проекта.
По его словам, этап проектирования занял больше времени, чем согласование и непосредственно оборудование. На протяжении нескольких месяцев скалы пришлось многократно облазить вдоль и поперек в буквальном смысле, запускать дроны, строить компьютерные модели.
"Наша виа феррата спроектирована и оборудована по новому стандарту, который буквально год назад был принят в Евросоюзе на основании рекомендаций, разработанных Международной альпинистской ассоциацией. В этом стандарте учтен весь предыдущий опыт эксплуатации виа феррат за последние 100 лет", — рассказал Круглов.
Первые люди на "железной тропе"
Новое экстремальное и одновременно эстетическое развлечение еще не получило широкой известности среди крымчан и гостей полуострова. Над этим, правда, активно работают местные турфирмы и отдельные гиды, предлагающие испытать на себе "острые ощущения".
Однако по предварительным подсчетам севастопольского "Центра развития туризма", являющегося оператором проекта "Большая Севастопольская тропа", за первый год виа феррату посетят не менее 20 тысяч человек.
В целом комплекс маршрутов "Ильяс-Кая – Деликли-Бурун" способен пропустить через себя до 50 тысяч человек в год без ущерба для безопасности.
Встреченный нами на "железном" пути ялтинец Александр, по его словам, проходил виа феррату "уже раз двадцать" и в 21-й вместе с другом Русланом решил подняться на вершину Ильяс-Каи (681 м) по самому сложному, недавно законченному участку – почти сплошная вертикаль.
Виктор и Алексей из Москвы, напротив, выбрали простой маршрут по гребню Деликли-Бурун, так как узнали о виа феррате случайно от крымских друзей, но времени до самолета оставалось мало — не до подвигов.
А Наталья из Севастополя пока только собирается на поиски приключений, так как своего снаряжения нет, а брать его напрокат дорого (от 400 до 900 рублей за комплект), и там есть не все, что нужно.
Мы с семьей "покоряли" Деликли-Бурун (550 м) по участку средней сложности, начинающемуся от трассы в районе пансионата "Изумруд". Три или четыре вертикальных отрезка, более трех часов на маршруте, которые пролетели, словно час, и полнейший восторг от увиденных красот: такие "картинки" снимают с квадрокоптера, но здесь вы видите их своими глазами, а не через камеру гаджета.
Главное – не забывать смотреть под ноги и вовремя перестегивать карабины на "усах" — страховке.
О самом главном
Автор проекта напоминает: "виа феррата – это горный маршрут, где всегда присутствует некая доля риска для здоровья и жизни". Поэтому его прохождение требует спецснаряжения: каска, обвязка, страховочные "усы" и амортизатор рывка с карабинами, разработанный специально для прохождения виа феррат (амортизатор рывка – это прошитые нитками петли, нитки рвутся, но при этом гасят рывок).
По словам Круглова, на подобных маршрутах возможны срывы на глубину до пяти метров. Если пренебречь таким амортизатором, то в случае падения гарантирован перелом позвоночника. Кроме того, при рывке может подвести страховка.
Глава севастопольских альпинистов подчеркивает, что обычная альпинистская самостраховка, например, из куска динамической веревки, а также амортизаторы рывка для альпинизма не подойдут, так как изначально они разработаны под другие условия.
"На всех точках входа на маршруты размещена информация о мерах безопасности и о необходимом снаряжении. Если вам предоставили снаряжение, не удовлетворяющее этим требованиям, не пользуйтесь услугами этих людей", — призвал Круглов.
Не последняя
Федерация альпинизма и "Центр развития туризма" Севастополя не намерены останавливаться на достигнутом.
"В настоящий момент идет согласование еще двух участков общей протяженностью 1500-2000 метров в различных инстанциях Севастополя. Если будет положительное заключение, то первый откроется уже осенью. И он станет самой популярной виа ферратой. Почему? Пока секрет", — поделился планами главный севастопольский альпинист и скалолаз Юрий Круглов.