Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым
Севастополь давно мечтает о своем корабле-музее. О том, как реализовать в городе-герое подобный проект, на примере "Беспокойного", узнал корреспондент РИА Новости Крым.
Нереализованные мечты
В качестве музейного экспоната для главной базы Черноморского флота предлагали и легкий артиллерийский крейсер "Михаил Кутузов", который сегодня принимает гостей в Новороссийске, и большой противолодочный корабль "Керчь", и подводную лодку "Запорожье". По разным причинам эти инициативы реализовать не удалось.
Неплохим кажется вариант создания корабля-музея на базе судна носителя глубоководных подводных аппаратов "Коммуна" – самом старом действующем корабле ВМФ России, построенном еще во времена Царской России. Но списывать это судно со счетов еще рано – оно продолжает выполнять задачи в море.
На Черноморском флоте пока не могут определиться с кораблем для музея – нет достойного кандидата. Впрочем, пример Кронштадта показывает, что корабль с непростой судьбой может достойно представлять военно-морской флот России.
Беспокойный
Кораблей проекта 956, включая экспортные модификации, было построено достаточно много – 21 эсминец. "Беспокойный" — один из последних эскадренных миноносцев этой серии. Он был заложен на заводе им А. А. Жданова (ныне "Северная верфь" в Санкт-Петерберге) в апреле 1987 года. Изначально корабль планировалось направить на Тихоокеанский флот, также в качестве базы рассматривался и Черноморский флот, но в итоге в 1992 году корабль под Андреевским флагом вошел в состав Балтийского флота.
Есть забавная байка: священник, который пришел на эсминец для его освящения, отказался проводить обряд, прочитав название корабля – "бес… покойный". Впрочем, найти фактическое подтверждение истории не удалось.
После передачи корабля на флот произошла трагедия – в офицерской сауне, которая располагается в самом центре корабля, произошло замыкание, спровоцировавшее пожар. В результате инцидента выгорело несколько помещение, включая каюту командира корабля и каюту флагмана, погиб военнослужащий.
После несчастного случая корабль поставили на ремонт. "После завершения работ начался славный путь "Беспокойного" на Балтийском флоте. Корабль неоднократно получал призы по итогам учений, посещал иностранные порты Дании и Германии. В 1994 году корабль встречал королеву Великобритании и принимал на борту ее супруга герцога Эдинбургского", — рассказал РИА Новости Крым командир "Беспокойного", капитан третьего ранга Вадим Галанин.
Крайний раз корабль выходил в море в 2008 году. "Планировалась модернизация корабля, но затраты были очень высокие. Не совсем удачно была сделана энергетическая установка – паросиловой агрегат, с которым периодически возникали проблемы. Корабль в качестве горючего использует мазут, а сегодня это экономически нецелесообразно. На сегодняшний момент в составе ВМФ осталось всего три таких корабля", — отметил Галанин.
Вооружен до зубов
Если не брать во внимание двигатели, корабль на сегодняшний день обладает вполне современным и мощным вооружением.
"Изначально при строительстве кораблей проекта 956 возникли сложности с их классификацией. "Беспокойный" – корабль первого ранга, его длина — 156,5 метров, вооруженный и артиллерийскими установками, и зенитно-ракетным комплексом, и противокорабельными ракетами, и реактивными бомбометными установками, и торпедами, и минами. Многоцелевой корабль", — подчеркнул командир "Беспокойного".
Главное оружие эсминца – противокорабельный комплекс "Москит". Корабль может одновременно нести восемь мощных крылатых ракет, способных поражать крупные корабли противника на расстоянии до 120 километров.
Для борьбы с авиацией и ракетами противника корабль использует ЗРК "Ураган" (аналог наземного "Бука"). Благодаря барабанной системе подачи боеприпасов эсминец может выпускать ракету по противнику каждые шесть секунд, одновременно ведя до шести воздушных целей.
"Беспокойный" также может топить вражеские подлодки 533-миллиметровыми торпедами, обстреливать небольшие корабли из скорострельных 30-мм шестиствольных автоматических корабельных артиллерийский установок АК-630, применять мощные 130-миллиметровые автоматические пушки АК-130. Для поражения вражеских торпед и подводных лодок эсминец оснащен реактивными бомбометными установками РБУ-1000.
Во время походов экипаж эсминца составлял чуть менее 300 человек, сегодня его обслуживают 18 моряков – три офицера, мичман, три контрактника и 11 призывников.
"Служба здесь такая же, как и на любом другом военном корабле, хотя и со своей спецификой. У нас главные виды подготовки – борьба за живучесть (корабля – ред.). Мы поддерживаем его пожарную безопасность, непотопляемость, внешний вид", — пояснил Галанин.
По словам командира "Беспокойного", в мае 2018 года корабль пришел в Кронштадт в неудовлетворительном состоянии.
"Какое-то время эсминец использовали в качестве ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности — ред.) для кораблей аналогичного проекта. В некоторых местах он прогнил, облезла краска. Фактически за два месяца — ко дню ВМФ — он был приведен в надлежащий вид. Нам в помощь из Балтийска было прикомандировано порядка 70 человек", — отметил Галанин.
Сегодня корабль выглядит практически идеально.
Городская достопримечательность
За неполный год работы корабль сумел занять нишу знаковой достопримечательности Кронштадта. Многие туристы приезжают в город специально ради эсминца. Экскурсии, правда, проводятся только по выходным и во время летнего сезона, но в планах Минобороны развивать свою музейную площадку в Кронштадте.
"Пока мы проводим только свободное посещение по верхней палубе, но в перспективе будем показывать и внутреннее устройство корабля", — подчеркнул командир "Беспокойного".
Основная масса посетителей – дети. "Часто малыши спрашивают, а что это за рельсы на корабле (минные дорожки – ред.) – для маленьких трамвайчиков. Я утвердительно киваю головой, и добавляю: "которые возят по кораблю снаряды и мины", — смеется Галанин.
Немало на эсминец приходит и иностранцев, особенно из стран Азии – Китая и Вьетнама. "Больше всего их интересует – выходит ли корабль в море. Как в случае с детьми – киваем головой", — сказал командир корабля.