Долг – сберечь память: история семьи поисковиков из Севастополя
РИА Новости Крым в Год семьи в России продолжает спецпроект "Династии Крыма". В нем рассказываем о семьях крымчан, где профессия передается из поколения в поколение.
"И он считал, что в нем Божья искра и его обязанность и судьба сделать все, чтобы таких трагедий больше не было. Поэтому, когда вырос, ходил по школам с инструктажами по технике безопасности – тема была актуальна с 1950-х годов: боеприпасы попадались в большом количестве, и пацаны часто подрывались", - говорит Анатолий.
"Сначала это было что-то вроде кружка, к которому постепенно присоединялись все неравнодушные: взрослые, студенты и даже школьники. Дедушка предлагал на общественных началах формировать группы, которые могли провести те или иные исследования. Ведь поиск – емкое понятие, это не просто взял лопату и пошел искать. Сперва нужно было провести огромную поисковую работу, сопоставив источники информации. К тому же сам поиск на месте тогда велся иначе. Прообразом первого металлодетектора были грабли: копать было не нужно – все еще на поверхности", – рассказывает Анатолий.
За 60 лет поисковой работы ему удалось восстановить и увековечить имена десятков тысяч бойцов, оборонявших и освобождавших город. К началу 1990-х кружок Сергиенко превратился в отряд "Подвиг" в объединении поисковых отрядов "Долг", а спустя еще несколько лет – в отдельную общественную организацию.
"Первую награду дедушка вручил мне именно за разминирование, – с гордостью говорит Анатолий. – Но дед не призывал школьников копать, а говорил: "Увидели – сообщите".
Это сейчас она улыбается, а когда сын сказал, что намерен поступать на истфак и продолжать поисковую работу, вышла из себя. Она-то видела его радиотехником. Нашла коса на камень. "Хочешь по-своему – плати сам".
Она и раньше помогала поисковой работе. Вместе с Владимиром Емельяновичем разбирала архивы и письма, оформляла запросы в различные инстанции. Теперь же, видя, как горит делом уже взрослый сын, стала поддерживать его и содействовать, чем может.
"Я считаю, что это должен быть его выбор. Не буду настаивать, захочет – путь занимается. Все, что я должен и могу ему дать, я делаю".