Рейтинг@Mail.ru
Долг – сберечь память: история семьи поисковиков из Севастополя - РИА Новости Крым, 22.06.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Анатолий Кромин ведет экскурсию в рамках проекта Севастопольские рассказы

Долг – сберечь память: история семьи поисковиков из Севастополя

Дело основателя поискового движения в Балаклаве Владимира Сергиенко продолжают потомки
Анна Петрова
Самыми яркими впечатлениями детства стали авианалеты, бомбежки и грузовики с защитниками, тяжело раненными и погибшими. Когда в июне 1942-го родное село Камары (ныне Оборонное) оказалось на линии фронта, ему было семь. Он выжил в жестокой оккупации и даже после того, как в руках взорвался послевоенный осколочный снаряд. "Бог пожалел меня за дела благодатные предков", – так говорил он и считал своим долгом два дела в жизни: разминировать город и восстановить имена павших героев.
Поисковому делу Владимир Емельянович Сергиенко отдал 60 лет. Не имея собственных детей, учил чужих тому, что считал священным. Его примеру последовали сначала двоюродный племянник, а потом его сын, у которого сегодня уже подрастает помощник.

РИА Новости Крым в Год семьи в России продолжает спецпроект "Династии Крыма". В нем рассказываем о семьях крымчан, где профессия передается из поколения в поколение.

Божья искра
Дом, в котором рос Владимир Емельянович, стоял на месте, где когда-то была церковь. В его роду были и русские священники, и православные греки-виноделы, давно жившие в Крыму, рассказывает внучатый племянник Сергиенко Анатолий Кромин.
"И были винные подвалы. Дед рассказывал: бомбежки начинались – там прятались".
В 1945-м в руках десятилетнего Владимира взорвался найденный им зенитный снаряд. Он потерял правую руку до локтя, на левой осталось три пальца. Военные отвезли мальчика в Балаклаву, потом в 1-ю городскую больницу в Севастополе, где врачам удалось спасти ему жизнь. Как так вышло, что он не погиб на месте, объяснить не могли.
Анатолий Кромин с двоюродным дедушкой Владимиром Сергиенко

"И он считал, что в нем Божья искра и его обязанность и судьба сделать все, чтобы таких трагедий больше не было. Поэтому, когда вырос, ходил по школам с инструктажами по технике безопасности – тема была актуальна с 1950-х годов: боеприпасы попадались в большом количестве, и пацаны часто подрывались", - говорит Анатолий.

К тому времени Владимир Сергиенко, несмотря на тяжелое увечье, окончил московский Заочный народный университет искусств, вернулся в родное село и стал работать в клубе, где вскоре стал заведующим.
Наряду с культурно-просветительской деятельностью и патриотическим воспитанием молодежи он сотрудничает с саперами, ликвидаторами последствий боев, ведет переписку с ветеранами, участниками боевых действий. Делает запросы в архивы и военкоматы, работает со списками погибших, составляет планы исследований территории.
Одновременно собирает вокруг себя команду единомышленников из бывших военных и силовиков, положив начало народной инициативе поиска и увековечения памяти защитников и освободителей Севастополя в Балаклавском районе. Восстановить и сохранить имена павших героев Сергиенко считал своей второй миссией в жизни.

"Сначала это было что-то вроде кружка, к которому постепенно присоединялись все неравнодушные: взрослые, студенты и даже школьники. Дедушка предлагал на общественных началах формировать группы, которые могли провести те или иные исследования. Ведь поиск – емкое понятие, это не просто взял лопату и пошел искать. Сперва нужно было провести огромную поисковую работу, сопоставив источники информации. К тому же сам поиск на месте тогда велся иначе. Прообразом первого металлодетектора были грабли: копать было не нужно – все еще на поверхности", – рассказывает Анатолий.

Останки бойцов, оружие и боеприпасы, документы и личные вещи защитников и освободителей Севастополя – все попадает в списки, которые превращаются в многостраничные сборники, а потом увесистые архивы. Их Сергиенко составляет сам, записывая все каллиграфическим почерком, что вдвойне поражало.
Параллельно организовывает работу по захоронению и поиску родственников погибших. Благодаря ему в Оборонном появляется информационно-аналитический центр и музей Приморской армии, наполняется Севастопольская "Книга памяти". На местах сражений устанавливают новые памятники, а на существующих высекают имена еще недавно безвестных героев.
Обнаруженные поисковиками личные вещи бойцов

За 60 лет поисковой работы ему удалось восстановить и увековечить имена десятков тысяч бойцов, оборонявших и освобождавших город. К началу 1990-х кружок Сергиенко превратился в отряд "Подвиг" в объединении поисковых отрядов "Долг", а спустя еще несколько лет – в отдельную общественную организацию.

"К тому времени, чтобы что-то найти, уже приходилось копать", – отмечает Анатолий.
Наука в помощь
Сам он впервые участвовал в поисковых работах, когда ему было три года.
"Звучит странно, но да, отец тогда взял меня с собой в балку Темную под Инкерманом. Дедушка дал ему поручение съездить туда на позицию за бронебойными стрелковыми щитками – о них ему лесники сообщили. И вот вижу я, каска торчит из земли. Выдернул ее и… Это был первый раз, когда я увидел останки бойца".
Отец его Юрий Валентинович Лагода, двоюродный племянник Сергиенко, после службы в морской пехоте был водителем в воинской части, при этом саперное дело знал и нередко участвовал в поисковых работах. О том, что сына он берет с собой, мать Анатолия узнала лишь когда тому было пять лет.
Анатолий Кромин с мамой, папой и братом
Анатолий Кромин с мамой, папой и братом
"Как-то гляжу: рюкзачок и у него, лопатка. "Откуда?" – спрашиваю. – "Дед дал". Идут они, видите ли, на Федюхины горы. Нет, нельзя сказать, что я счастлива была. Противилась, как могла", – вспоминает Елена Васильевна.
Но пример отца и в особенности двоюродного деда сделали свое дело. К 15 годам мальчишка стал заниматься всем этим осознанно и с того момента отсчитывал свой стаж как настоящего поисковика. Сегодня он составляет четверть века.
Первая награда Анатолия Кромина, врученная дедом

"Первую награду дедушка вручил мне именно за разминирование, – с гордостью говорит Анатолий. – Но дед не призывал школьников копать, а говорил: "Увидели – сообщите".

И это поощрялось: давали статьи в газету. И каждый пацан до 2000-х считал круче спортивной награды, когда о тебе напечатали в "Славе Севастополя".
"Самыми активными помощниками саперов Черноморского флота являются поисковики объединения "Долг" и учащиеся школ города Анатолий Кромин (9 класс школы №36) нашел и сдал саперам 12 мин и снарядов", – говорится в заметке. Вырезка до сих пор хранится в семейном архиве.
"И таких у меня миллион штук", – замечает Елена Кромина.
Елена Васильевна Кромина

Это сейчас она улыбается, а когда сын сказал, что намерен поступать на истфак и продолжать поисковую работу, вышла из себя. Она-то видела его радиотехником. Нашла коса на камень. "Хочешь по-своему – плати сам".

Анатолий окончил Таврический национальный университет им. Вернадского в Симферополе, зарабатывая на учебу на севастопольском радиорынке. Получил диплом магистра. И мать сдалась.

Она и раньше помогала поисковой работе. Вместе с Владимиром Емельяновичем разбирала архивы и письма, оформляла запросы в различные инстанции. Теперь же, видя, как горит делом уже взрослый сын, стала поддерживать его и содействовать, чем может.

Династия Кроминых
Строить свою поисковую работу, в отличие от деда, Анатолий решил, внедряя уже археологические методы исследования и научный подход в доказательствах.
"Например, надо было доказать, что именно 7-я бригада морской пехоты Черноморского флота ушла с горы Гасфорта на Федюхины высоты, а не прибывшее пополнение. По костным останкам этого сказать нельзя. Осенний бой. У них на ботинках красная глина. Я взял образцы и с них, и с горы. Сделали химический анализ – все совпало", – поделился он.
Сейчас у Кромина уже три высших образования. Он успел поработать в музее-заповеднике "Херсонес Таврический" и Музее обороны Севастополя, Управлении охраны объектов культурного наследия, порту и библиотеке. Теперь занимается ремонтом и реставрацией. Но поисковое дело остается частью жизни.
С 2010 года Анатолий возглавляет Севастопольскую региональную общественную организацию патриотического воспитания "Патриот". Вместе с единомышленниками ежегодно участвует в "Вахте памяти" и старается всегда оказаться там, где может быть полезен.
Как, например, на участке между балкой Темной и Мартыновским оврагом после строительства участка трассы "Таврида", где обнаружили блиндажный городок на месте боев 25-й Чапаевской дивизии в 1942-м.
"Ребята мои нашли в консервной банке фрагмент знамени. Тут пригодились мои навыки реставратора".
Надо учить молодежь
Как и его дед, Анатолий непрерывно ведет работу с молодежью, но уже со своими нововведениями, отвечающими духу времени. Проводит экскурсии и интерактивы. Развивает поисковое дело и движение исторической реконструкции среди школьников и студентов в рамках проекта "Бивуак".
Сотрудничает с Поисковым движением России, музеем "35-я береговая батарея", ДОСААФом, общественной организацией "Гренадер" и правительством. И с большой радостью презентует город на различных мероприятиях за пределами Севастополя и даже Крыма. Например, в этом году выступал на ВДНХ представлял стенд Севастополя в образе моряка на Международной выставке-форуме "Россия", где вел мастер-классы. И в эти дни он опять в Москве – на фестивале "Времена и эпохи".
Анатолий Кромин ведет экскурсию в рамках проекта Бивуак
Анатолий Кромин ведет экскурсию в рамках проекта Бивуак
"Педагогика – вот это сейчас особенно важно. Мы рассказываем не только историю города, а показываем уникальные экспонаты, итоги работы за 25 лет. Дети должны все это знать и понимать, и им должно быть интересно", – говорит он.
Его сыну Максиму сейчас девять. И Анатолий часто берет его с собой и на поисковые работы, и на патриотические мероприятия, и на экскурсии. Станет ли он поисковиком?
Анатолий Юрьевич Кромин с сыном Максимом

"Я считаю, что это должен быть его выбор. Не буду настаивать, захочет – путь занимается. Все, что я должен и могу ему дать, я делаю".

Его собственного учителя и вдохновителя Владимира Емельяновича Сергиенко не стало в 2019 году. В мае 2024-го на братском кладбище в Оборонном, где похоронены бойцы стрелковой дивизии Приморской армии, появилась посвященная ему памятная доска.
Это стало последней данью благодарных севастопольцев. При жизни у уважаемого поисковика было много наград, среди которых особенно почетные: Золотой орден Святого Константина Великого за подвижническую деятельность и медаль "За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества" от Министерства обороны России.
Награда Анатолия Кромина за поисковую работу
Награда Анатолия Кромина за поисковую работу
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала