Рейтинг@Mail.ru
Соединяя берега: Крымскому мосту 5 лет - РИА Новости Крым, 14.05.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"В разные исторические эпохи, в том числе при царе-батюшке, люди мечтали построить этот мост. Потом вернулись к этому в 30-е годы прошлого столетия, потом в 40-е, 50-е. И вот наконец это чудо свершилось".
Крымский мост — символ единства полуострова и России — празднует первый юбилей. Ровно пять лет назад по нему поехали первые автомобили. Представить Крым без моста сегодня уже невозможно - уникальная дорожная артерия оживила и полностью изменила регион.
1. В 1870 году англичане для связи Великобритании с Индией проложили по дну Керченского пролива телеграфный кабель. Тогда же появилась идея о строительстве моста через пролив. Однако проект оказался слишком затратным, и от него отказались.
2. В 1903 году строительством моста через Керченский пролив заинтересовался император Николай II. По его приказу был разработан проект и подготовлена вся сметная документация. Но планы изменила Первая мировая война.
5. Уже в 1949 родился новый проект – на этот раз предлагалось построить двухуровневый мост. Согласно чертежам, на одном берегу должна была стоять стела с советским гербом, на другом – монументальный памятник Сталину. Однако к строительству так и не приступили — проект оказался слишком дорогим. Информация о нем была засекречена до 2002 года.
3. В 1943 году Адольф Гитлер поручил возвести переправу через пролив для бесперебойных поставок оружия. Сначала немцы построили канатную дорогу для грузов, а потом начали возводить мост у косы Чушка. Но не успели — Крым был освобожден Красной армией.
4. Мост был построен советскими инженерами после освобождения Крыма в 1944 году. Его возвели всего за 7 месяцев, и уже в ноябре того же года по нему прошел первый поезд. Мост состоял из 115 пролетов по 27 метров каждый, впоследствии их рассчитывали укрепить. Однако в начале 1945 года сильный ледоход разрушил десятки опор.
Англичане не смогли,
немцы не успели,
а русские построили
После распада СССР власти не оставляли попыток построить мост, однако реализовать проект удалось лишь после присоединения Крыма к России.
Строила
вся страна
"Стройка века" стартовала в феврале 2016 года. В строительстве участвовали сотни компаний со всей страны - как ведущие организации и заводы, выпускающие металлоконструкции для мостов, так и предприятия среднего и малого бизнеса. 15 тысяч человек – архитекторы, инженеры, саперы, конструкторы, ученые, экологи, археологи и другие специалисты – круглосуточно работали над тем, чтобы "соединить" Крым и Тамань.

Они возвели действительно уникальный объект и за рекордное время: автомобильную часть закончили в мае 2018 года, железнодорожную – в декабре 2019-го. Перед стартом движения специалисты выполнили обследования, проверили мост на прочность, подтвердили надежность несущих конструкций и их готовность к вводу в постоянную эксплуатацию.
На этот объект работала вся страна. Это замечательный результат, который делает Крым и легендарный Севастополь еще сильнее, а всех нас — еще ближе друг к другу.
Президент России Владимир Путин
Миллион
артефактов
При подготовке территории к строительству Крымского моста и подходов к нему были обнаружены уникальные находки, которые составляют культурное наследие региона. Всего – более миллиона артефактов. В их числе – редчайший скелет древнего кита, возрастом около 10 млн лет, клад испанских серебряных монет, голова скульптуры древнегреческого божества (приблизительно V век до н.э.) и уникальная античная усадьба, которая могла принадлежать династии царей Боспора.

Усадьба представляет собой комплекс из 40 помещений и девяти дворов, датируемый концом V — началом III века до н. э. Ее археологи обнаружили около Керчи при строительстве железнодорожного подхода к мосту в 2018 году. Ученые обратили внимание на аккуратную каменную кладку и правильное расположение строений с учетом розы ветров: воздух в помещениях всегда был свежим и чистым. Чтобы дождевые и талые воды не затапливали дворы, здесь была сооружена система водостоков и накопительных цистерн. Они отводили стоки за пределы застройки. Чтобы сохранить этот уникальный памятник археологии, строители скорректировали участок железнодорожного подхода к Крымскому мосту. Это позволило ученым продолжить изучение древнего поселения.
Около 100 тысяч найденных при строительстве артефактов представляют научную ценность и поэтапно пополняют фонды музеев Тамани и Керчи.
Экологи впереди
строителей
Об экологии вокруг Крымского моста начали заботиться еще на этапе подготовки к строительству. В 2015 году стартовала специальная экопрограмма, которая включает мониторинг всех компонентов окружающей среды, в том числе водных биоресурсов, флоры, фауны и орнитофауны в районе строительно-монтажных работ и на прилегающих участках.
На прилегающих к мосту территориях экологи установили плавучие "птичьи" дома. Их разместили в местах скопления водоплавающих птиц – на мелководьях острова Тузла и Таманского полуострова. По наблюдениям экологов, именно эти участки традиционно выбирают кряквы и пеганки для выведения потомства. Также возле Тузлы были замечены морские зуйки, шилоклювки, морские голубки, чибисы, чайки и другие птицы.
По оценке ученых РАН, строительство мостового перехода не нанесло вреда окружающей среде. Более того, зафиксировано снижение загрязнения Азовского моря. Научные изыскания доказывают, что содержание в них тяжелых металлов, мышьяка, хлорорганических пестицидов и полихлорированных бифенилов ниже среднемноголетних показателей, а загрязнение экосистем нефтепродуктами не превышает уровня предыдущих годов.
Экопрограмма моста помогла поддержать популяцию осетровых в Азово-Черноморском бассейне. За десятилетия браконьеры сильно сократили численность этой ценной рыбы. Естественного нереста практически нет, поэтому специалисты провели искусственное воспроизводство. В целом за три года в естественную среду выпущены 1,5 млн мальков осетра.
Копилка
фейков
За строительством Крымского моста следил весь мир. Инфраструктурный объект неоднократно подвергался информационным нападкам со стороны украинских и западных чиновников и СМИ: сначала они заявляли о невозможности реализации этого проекта, затем – о его ненадежности. Мир обсуждал – Россия строила.
И построила. А все "фантазии" легли в копилку украинского фейкотворчества.
Голограмма "Мосфильма". Главной "уткой", которую длительное время услужливо подкладывали украинские СМИ читателям, стало абсолютное "отсутствие" моста. Журналисты наперегонки с так называемыми "экспертами" утверждали, что мостовой переход над Керченским проливом построить нельзя, а то, что показывают российские СМИ – лишь созданная на "Мосфильме" голограмма. Однако после старта движения, появления его на картах и публикации тысяч подтверждающих фото авторам этих заявлений пришлось признать: мост есть.
Не выдержит нагрузки. Мост есть, но он "не надежен" – тут же переключились авторы фейков. В качестве аргументов приводился тот факт, что в первые месяцы через мост пускали только легковые авто. Тогда украинская пресса в один голос с западной твердила, что нагрузки фурами транспортный переход точно не выдержит. Единственная соломинка, за которую так хватались недоброжелатели, сломалась 1 октября 2018 года. В этот день автодорожники сняли ограничения на проезд большегрузов и уже за первые сутки мост прошли более двух тысяч фур.
Вулкан его разрушит. На смену голограмме и "танцующему" мосту пришли новые теории – природные. Некий украинский геоэколог заявил о грязевом вулкане, который в ближайшие годы якобы обрушится на конструкции транспортного перехода и "от моста ничего не останется". Такую версию он выдвинул журналистам Незалежной, а их немецким коллегам "эксперт" пообещал немедленное падение моста, как только по нему поедут поезда. Годы прошли - поезда ездят, а вулкан спит. Так что очередной миф был успешно развенчан.
Ходит ходуном. Грузовики поехали – и сразу мост "зашатался". В начале 2019 года украинские чиновники заявили о движении конструкций моста, которое "видно" даже на спутниковых снимках. Однако в инфоцентре "Крымский мост" с иронией восприняли эти заявления, списали их на длительные январские каникулы и добавили "сказку" в копилку мифов о мосте.
Смерть для Азовского моря. Через год украинские издания взорвались новой сенсацией - "мост нарушит водообмен через Керченский пролив" и якобы несет угрозу экологии Азовского моря и грозит исчезновением краснокнижных животных и рыб. Но все эти заявления притихли после вердикта специалистов Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии о том, что строительство Крымского моста не только не сказалось пагубно на состоянии водного объекта, но и привело к снижению загрязнения в акватории.
Тест-драйв
Крымского моста
Надежность Крымского моста проверил лично президент России Владимир Путин. 15 мая 2018 года он за рулем "КамАЗа" возглавил автоколонну строительной техники, которая использовалась при возведении моста и первой проехала по новому транспортному переходу. 36 большегрузов - самосвалы, автокраны, цементовозы – за считанные минуты пересекли Керченский пролив. И уже на следующий день - на полгода раньше установленного контрактом срока - мост открыли для легковых машин.
Всего с запуска движения и до 1 апреля 2023 по Крымскому мосту проехало более 23 млн 738 тысяч транспортных средств. Рекорд суточного трафика зафиксирован 15 августа 2018 года: за 24 часа по нему проехали 38 297 автомобилей.
Крымский мост сейчас
2
4
19 км
колеи железнодорожных путей
полосы автодорожного движения
протяженность моста между Керчью и Таманью
100
40
лет – гарантийный срок службы моста
тысяч автомобилей в сутки
разрешенная скорость
для авто
90 км/ч
Теракт на
Крымском мосту
8 октября 2022 года на Крымском мосту был подорван грузовик, в результате чего загорелись цистерны грузового поезда. Машинисты за считанные минуты отцепили и увели из опасной зоны 25 из 59 вагонов, таким образом предотвратив возгорание всего состава с нефтепродуктами. В результате ЧП обрушились два пролета автомобильной части моста, идущей в сторону полуострова. Погибли четыре человека.
Автомобильное движение по всем полосам Крымского моста полностью открыли после ремонта 23 февраля 2023 года. Первым за рулем также проехал президент. Изначально пустить автотранспорт по обеим сторонам транспортного перехода планировалось 3 апреля 2023 года, но все работы закончили раньше. И сейчас специалисты завершают восстановление железнодорожной части.
Была применена уникальная технология строительства и ремонта моста. Обычно мост надвигается вперед, а в этом случае мы подошли по-другому: подвезли на тележках конструкции по действующему мосту и сдвигали вправо. Чтобы сдвинуть домкратами 300-тонные конструкции должна быть точность до миллиметра. Только считаные люди умеют это делать. Мы отработали по правой стороне и такую же технологию применили на левой части моста.
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин
Это был теракт, заявил президент России Владимир Путин. Его организатором ФСБ назвала Главное управление разведки Минобороны Украины и лично руководителя ведомства Кирилла Буданова. По подозрению в подготовке теракта были задержаны восемь человек, все они находятся под стражей.

Сразу после ЧП строители оперативно приступили к восстановлению моста. Ремонтные работы наиболее поврежденной части заняли менее двух месяцев – рекордно мало, учитывая сложность операции. 500 специалистов работали круглосуточно.
Крымский мост
вдохновляет
Его не раз называли произведением искусства, но он и сам вдохновляет творить.


В 2017 году, еще до открытия моста, прошел конкурс песен и стихов про Крымский мост. Жюри - Валерия, Олег Газманов, Николай Расторгуев, Алена Свиридова, Игорь Крутой и другие артисты – оценило 2,5 тысячи произведений авторов из России и еще 15 стран. Победителем стала песня Леонида Чернышева из города Иваново.
1 ноября 2018 года состоялась премьера полнометражного художественного фильма Тиграна Кеосаяна по сценарию Маргариты Симоньян — "Крымский мост. Сделано с любовью!". Картина снималась во время строительства объекта с участием рабочих и местных жителей. Главные роли исполнили актеры Катерина Шпица, Алексей Демидов, Сергей Никоненко, Юрий Стоянов и другие.
6 ноября 2018 года в обращение вышла почтовая марка с изображением моста. Тираж – 230 тысяч экземпляров. На ней изображены панорама Крымского моста, морские суда и рыжий кот, сидящий на каменной возвышенности в окружении морских чаек. Выпуск марки приурочили к открытию движения по мосту.
В апреле 2019 года группы "Любэ" и "Фабрика" представили совместный клип песни, центральным "персонажем" которого стал грандиозный Крымский мост. А еще он и знаменитый пушистый блогер кот Мостик, который пять лет рассказывал о "стройке века", запечатлены на огромных муралах вдоль трассы "Таврида".
Кот
Мостик
Во время строительства у "стройки века" появился свой талисман - кот Мостик. Рыжий бездомный котенок прибился к строителям, когда они только приехали на берег Керченского пролива. Рабочие поселили его в своей бытовке, и когда кот подрос, то стал главным инспектором в "Котмостнадзоре". Вместе с ним за стройкой приглядывали чайка Валера, пес Цыган, лиса Лизавета, дельфин Максим и другие местные обитатели.

После окончания строительства транспортного перехода кот Мостик переехал в Симферополь и стал журналистом и сотрудником РИА Новости Крым. И вот уже несколько лет он возглавляет отдел котоновостей, путешествует по Крыму и рассказывает всем про самые интересные, яркие, запоминающиеся места полуострова.
"Была применена уникальная технология строительства и ремонта моста. Обычно мост надвигается вперед, а в этом случае мы подошли по-другому: подвезли на тележках конструкции по действующему мосту и сдвигали вправо. Чтобы сдвинуть домкратами 300-тонные конструкции должна быть точность до миллиметра. Только считанные люди умеют это делать. Мы отработали по правой стороне и такую же технологию применили на левой части моста", - рассказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Автор: Евгения Мартыненко
Дизайн: Дмитрий Вертипрахов
Фото и видео: Дмитрий Макеев и Михаил Макеев
При подготовке проекта использовались материалы
Федерального архивного агентства,
инфоцентра "Крымский мост" и РИА Новости.
15 мая 2023 года. ©
РИА Новости Крым ©
 
Молния
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала