СИМФЕРОПОЛЬ, 24 окт – РИА Новости Крым, Митя Евстифеев. Несмотря на достигнутую в результате встречи президентов Владимира Путина и Реджепа Эрдогана "разрядку" обстановки в Сирии, там по-прежнему остаются действующие группировки боевиков, а также порядка 5 000 пленных террористов из России и стран СНГ, которые могут вернуться домой. Об этом РИА Новости Крым рассказали эксперты из России и Турции, а также жители Сирии.
Стороны устали от боев
Подписанное президентами России и Турции соглашение по Сирии, которое Владимир Путин назвал "судьбоносным", стало компромиссом, который удовлетворил все стороны запутанного сирийского конфликта. Как заявил в беседе с РИА Новости Крым военный эксперт Владимир Мураховский, в то время как США действовали по принципам "Холодной войны" и воспринимали Россию как противника, российская сторона разрешила противостояние миром.
"От этого соглашения выиграли все, — считает Мураховский. — США сняли с себя ответственность за курдов и сохранили отношения со своим союзником по НАТО Турцией, курды избежали столкновения с турецкой армией, а правительство Сирии наконец-то смогло подвести к границе свои пограничные войска".
При этом, как отмечает эксперт, Россия фактически стала единственной силой в регионе, которой доверяют все стороны конфликта. В настоящий момент, по словам источника РИА Новости в Минобороны РФ, в Сирию планируют отправить еще 276 российских военных полицейских и 33 единицы техники для патрулирования сирийско-турецкой границы.
В Сирии сейчас практически не ведутся реальные боевые действия, и эта ситуация устраивает все стороны, считают специалисты, находящиеся в стране. Каждая из сторон – прежде всего американцы, российские военные и сирийцы — заняли свои зоны, их держат, на "чужие" не претендуют.
И нового взрыва ситуации, говорят находящиеся в Сирии, не нужно никому. Зоны влияния распределены и зафиксированы. Русские не хотят воевать с американцами, американцы с русскими, турки обеспечили себе контроль над чем успели, сирийцы пытаются восстановить подобие мирной жизни. Источники РИА Новости Крым в силовых структурах, а также в Донбассе, подтверждают: никакого внезапного всплеска активности, командировок и отъездов тех, кто мог бы готовиться к боям, не происходит.
В Донбассе тоже пытаются вернуться к мирной жизни. "Сейчас спокойно, очень редко можно услышать отдаленные "бахи", — заметила одна из жительниц Донецка. — Люди возвращаются, даже пробки в последнее время появились. Есть надежда. Люди уже просто устали от того, что они являются никем, стоят на границе между Россией и Украиной, и все никак не решится наша судьба".
"Боевики будут пытаться вернуться домой"
Однако в Сирии угроза спокойствию все же сохраняется. Так, в различных регионах страны сохраняются небольшие группировки боевиков ИГИЛ* и других террористических организаций, в которых участвуют выходцы из России и стран СНГ.
Как рассказали РИА Новости Крым в Турции, в число воюющих как за, так и против сирийских боевиков входят крымские татары.
"В составе Сирийской национальной армии (террористическая группировка, которая воюет против нынешнего правительства Сирии — ред.) есть небольшая группа крымских татар, — рассказал РИА Новости Крым лидер сообщества крымских татар в Анкаре Унвер Сель. — Среди других джихадистских группировок также есть крымско-татарские боевики".
Однако, к сожалению, не представляется возможным установить, отправились ли представители крымско-татарской общины воевать в Сирию до воссоединения Крыма с Россией или после.
"Недавно около 500 террористов уже сбежали из тюрьмы, оставленной курдами без присмотра, — рассказывает Владимир Мураховский. — Боевики же из России и стран СНГ после побега будут пытаться вернуться домой, это серьезная террористическая угроза".
"У нас нет к ней любви"
Что касается граждан Сирии, то они с тревогой ожидают, чем обернутся для их страны российско-турецкие договоренности. РИА Новости Крым побеседовали с местными жителями из различных сирийских городов и спросили, что они думают о сложившейся на текущий момент ситуации.
Эззат Алден, сотрудник университета Тишрин, Латакия:
— Очевидно, что за последние несколько лет ситуация улучшилась — с точки зрения боевых действий. Мир вернулся на большую часть нашей земли. Но экономическая ситуация оставляет желать лучшего, даже стало еще сложнее. Люди пытаются выжить и надеются на перемены.
В Сирийской пустыне по-прежнему действует небольшая группировка ИГИЛ*. Хотя они время от времени атакуют армейские конвои, но ИГИЛ* больше не представляет реальной угрозы. Мне кажется, правительство сейчас не считает их приоритетной проблемой и хочет заняться ими позже, когда будут решены другие, более важные вещи. Помимо ИГИЛ*, остаются еще террористы в Идлибе. В их распоряжении по-прежнему большая армия, экипированная и обученная Турцией, но и они больше не в состоянии угрожать контролируемым правительством районам. Исключение составляет, пожалуй, только Алеппо, который все еще находится в зоне обстрела.
Мы считаем Турцию захватчиком, у нас нет к ней любви, турки поддерживали террористов, покупали нефть у ИГИЛ*, крали наши заводы и перевозили их в Турцию. У нас нет причин доверять им, однако мы также не любим SDF (Демократические силы Сирии, которые включают в себя курдские отряды народной самообороны — ред.). Они пригласили США на нашу землю без согласия сирийцев и сотрудничали с ними, чтобы те могли оккупировать наши нефтяные месторождения. Они сжигали урожаи фермеров, которые хотели продать зерно нашему правительству, а не курдам. SDF также несколько раз атаковали позиции нашей армии и убили много людей.
Турецкая операция вскрыла тот факт, что США использовали курдов все это время. Только поэтому курды и вернулись к сотрудничеству с нашим правительством.
В целом, мы хотим, чтобы Сирия снова была единой, а все захватчики ушли. Любая курдская автономия просто неприемлема в наших глазах, хотя мы ничего не имеем против самих курдов. Они – часть Сирии и должны быть защищены нашей армией, как и все сирийцы. Но сирийская земля не должна быть захвачена.
Будут ли курды отступать? Вероятно, им придется, ведь США больше не поддерживают их, а Сирия и Турция пришли к соглашению. SAA (Сирийская арабская армия, правительственные войска Сирии — ред.) уже размещает свои силы в регионе, и у курдов нет выбора. Прямой конфликт между правительственной армией и курдами очень навредит Сирии. Наша армия, конечно, одержит победу, но это будет пиррова победа, ведь отношения между курдами и арабами в Сирии будут окончательно разрушены. Так что решение проблемы курдов мирным путем — лучший вариант, в этом нет никаких сомнений.
Али Дава, пилот гражданской авиации, Дамаск:
— Турки – экспансионисты и всегда мечтали о возрождении Османской империи. Они будут использовать любое оправдание для вмешательства. Нужно иметь это в виду, чтобы понимать турецкую внутреннюю политику. Эрдогану нужна хотя бы какая-то победа.
При этом у самих курдов есть разные точки зрения. Сирийские курды готовы присоединиться к сирийскому государству в качестве федерального региона. Но большинство поддерживаемых США курдов происходит от курдских беженцев, бежавших из Турции (некоторые бежали из Ирака) из-за притеснений в 60-х, 70-х и 80-х годах. И эти беженцы хотят отделиться от Сирии.
Вот почему в этом регионе (северо-восток Сирии, где находятся курды — ред.) все вперемешку: арабы, армяне, ассирийцы, халдеи и другие меньшинства. А над всем этим — США, которые стремятся посеять хаос.
Это очень сложная ситуация. По мне, лучшее, что может случиться, — если сирийская армия вместе с российской военной полицией возьмут границу под свой контроль.
Рема Аззам, художница, Дамаск:
— В последние несколько лет вы можете увидеть в Сирии людей, которые пытаются убедить себя, что жизнь каким-то образом возвращается в эти места — по крайней мере, в социальном плане. Например, в последнее время проводится все больше мероприятий и концертов.
Но, с другой стороны, зарплаты очень низкие, а цены, наоборот, взлетели вверх. Кроме того, все больше девушек на улицах ходят в хиджабах, а бедные дети и нищие встречаются почти на каждой улице, по которой вы идете.
*Запрещенная в России террористическая организация.