О референдумах и двойных стандартах "мирового сообщества"

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

Сергей Киселёв, доцент Крымского федерального университета

Наталья Киселёва, руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества 

Дитя "нелогичности": как крымский референдум стал реальностью
Согласно принятой терминологии, референдумы – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Такие голосования являются важнейшим институтом прямой демократии. 

К референдумам, изменяющим карту мира, относятся плебисциты (будем употреблять этот термин как синоним референдума), в ходе которых граждане высказывают свое мнение о территориально-политическом статусе региона. К этой категории относятся и референдумы, состоявшиеся в Крыму и Севастополе в 2014 году, на которых жители полуострова выбрали свое будущее в составе Российской Федерации. 

Как в Крыму предотвратили этнические столкновения
Но это не первые и не единственные случаи изменения европейской карты в XXI веке посредством референдума. Вспомним хотя бы голосование черногорцев в 2006 году, результаты которого привели к появлению государства Черногория. Не лишним будет отметить, как после голосования черногорцев за отделение от Сербии Председатель Совета Европейского союза Хавьер Солана поздравил Черногорию с "успешным" референдумом и отметил, что высокая 86-процентная явка подтверждает легитимность процесса. Правда при этом главный представитель ЕС на международной арене умолчал о том, что поддержали отделение только 55,5% от принявших участие в голосовании. А в 2014 году все тот же Хавьер Солана не заметил легитимности референдумов в Крыму и Севастополе при аналогично высокой явке (более 80%), но значительно большей поддержке отделения – 96,8% в Крыму и 95,6% в Севастополе. 

Анализируя референдумы по изменению территориально-политического статуса в текущем столетии, приходится констатировать, что положительная или негативная реакция на подобные плебисциты со стороны "мирового сообщества" никак не определяется ни уровнем явки, ни уровнем поддержки населением вопросов референдума.  

Итоги российской пятилетки: 89% крымчан снова поддержали бы воссоединение с РФ
В целом же в XXI веке состоялось уже 22 референдума с вопросами об изменении политического статуса – по два в Азии и Африке, по три в Америке и Океании и двенадцать в Европе. 

Начало новейшей суверенизации путем референдумов положили жители Сомалиленда, более 95% которых одобрили новую конституцию, закреплявшую независимость региона от Сомали. 

В 2006 году на вопрос об изменении политического статуса отвечали жители Токелау, Черногории, Приднестровья и Южной Осетии.

В 2007 году жители Токелау вновь повторили попытку изменить свой статус зависимой территории Новой Зеландии на самоуправляемое государство в рамках Свободной ассоциации с той же Новой Зеландией. 

В 2008 году один из муниципалитетов Каталонии (Ареньс-де-Мунт), а в 2014 и 2017 уже жители всей автономии голосовали за независимость. 

Россия никогда не забудет день референдума в Крыму - Путин
В 2011 году Южный Судан отделился от Судана. 

В Пуэрто-Рико дважды в текущем столетии (в 2012 и 2017 гг.) выносили вопрос об изменении политического статуса на референдум. 

Жители Фолклендов на референдуме 2013 года высказались за сохранение островов в составе Великобритании.    

Самым "урожайным" на референдумы по изменению территориально-политического статуса стал 2014 год. В Гагаузии поддержали законопроект о самоопределении автономии в том случае, если Молдавия утратит статус независимого государства. В испанской области Венето состоялось электронное голосование, в ходе которого большинство венецианцев высказались за создание независимой, суверенной, федеративной республики. В Шотландии отвечали на вопрос о независимости автономии. Жители Луганской и Донецкой народных республиках поддержали акты государственной самостоятельности. Подавляющее большинство крымчан и севастопольцев высказались за возвращение в Россию. 

Законное волеизъявление народа: гости из США признали референдум в Крыму
В 2017 году жители еще трех регионов (в Америке, Азии и Европе) принимали участие в плебисцитах по определению политического статуса своих территорий.

В прошлом году на вопрос о независимости отвечали жители пока еще французской Новой Каледонии. 

Реакция так называемого "мирового сообщества" на эти референдумы является ярким примером и несомненным доказательством двойных стандартов, превалирующих в современной политике. 

Результаты референдумов в одних регионах признаются "мировым сообществом" и ООН, а жителям других регионов отказывают в праве на прямое волеизъявление.  

Так, например, Организация Объединенных Наций только в текущем столетии поддержала результаты двух референдумов в Токелау(2006 и 2007 гг.), не отказывала жителям Пуэрто-Рико в праве на самоопределение в ходе референдумов 2012 и 2017 гг., не препятствовала референдуму в Шотландии в 2014 г. по отделению от Великобритании, эксперты ООН не мешали проведению референдума по отделению Новой Каледонии от Франции в 2018 г. И к появлению на политической карте мира в XXI столетии (после состоявшихся референдумов) двух новых государств – Черногории и Южного Судана – ООН имеет самое непосредственное отношение. 

Лавров сравнил референдум в Крыму с ситуацией вокруг Косово
Южный Судан – самое молодое государство, появившееся на карте Африки после проведения референдума в 2011 и отделения от Судана. Это отделение поддерживали как США, так и страны ЕС. «Лоббирование» плебисцита Соединенными Штатами вполне объяснимо, т.к. в Южном Судане находятся богатейшие месторождения полезных ископаемых, в том числе – нефти. 

Но сквозь призму претензий к проведению Крымского референдума со стороны американских и европейских политиков, южно-суданский плебисцит интересен тем, что на период голосования в Южном Судане были задействованы 40 тысяч полицейских и военнослужащих, а еще дислоцированный военный контингент миссии ООН численностью в 10 тысяччеловек. При этом "мировое сообщество" не заметило, что народное волеизъявление проходило "под дулами автоматов", а вот там, где их не было –в Крыму и Севастополе – эти пресловутые "дула", которых никто на референдуме не видел и не запечатлел, политические лидеры и СМИ Запада умудрились разглядеть и продолжают лицемерно настаивать на этом.

Лавров рассказал, что стало причиной проведения референдума в Крыму
Следует отметить, что референдум в Южном Судане рассматривался международными организациями как способ решения длительного кровопролитного конфликта между центральной властью и южно-суданской Народной армией освобождения. В связи с этим возникает закономерный вопрос: сколько еще жизней мирных жителей должен унести конфликт на востоке Украины, чтобы "мировая общественность" признала право жителей Донецкой и Луганской народных республик на самоопределение и мирную жизнь?

В группе государств, присвоивших себе право говорить от имени "мировой общественности", Соединенные Штаты занимают особое положение и не скрывают, что их реакция на любые, даже однотипные ситуации в других странах, обусловлена исключительно интересами США. 

В Крыму журналистам мусульманских стран расскажут о законности референдума
Так, например, после того, как лидеры Шотландии озвучили возможность проведения повторного референдума, пресс-секретарь Белого дома заявил, что их видение "по-прежнему заключается в том, что единое Соединенное Королевство отвечает всем интересам США". Таким образом Вашингтон в очередной раз открыто подтвердил, что на все события, в том числе и на факты народного волеизъявления, американские политики смотрят только сквозь призму "интересов США". 

Если в Южном Судане есть нефтяные интересы США, референдум по отделению приветствуется. Если в результате отделения Шотландии от Великобритании Штаты могут потерять стратегическую военно-морскую базу Клайд и пункт базирования Фаслейн, то референдум не приветствуется.

В толковании тех или иных событий в зависимости от собственных выгод подражают гегемону "международного сообщества" и политики других государств, трактуя по-разному не только права жителей различных регионов, но и сами международно-правовые акты. 

От референдума до выборов - Запад против демократии
Так, например, в отношении территориального спора между Аргентиной и Британией из-за Фолклендских островов Комитетом ООН по деколонизации было принято несколько резолюций, призывающих стороны конфликта к переговорам. Но британские власти считают эти призывы некорректными, т.к. они "лишают жителей островов права решать вопросы самостоятельно". 

Возникает закономерный вопрос: почему жители Фолклендов имели право на самостоятельное определение своего территориально-политического статуса в 2013 году, а жителям Крымского полуострова в этом праве "мировое сообщество" отказывает? Ответ очевиден – двойные стандарты. 

Следуя таким двойным стандартам, во вторник нижняя палата американского парламента одобрила законопроект, касающийся Крыма, в котором говорится о непризнании де-юре или де-факто суверенитета Российской Федерации над полуостровом. 

Как готовился референдум: хроника "Крымской весны"
В качестве симметричного ответа на такое «непризнание» нашего волеизъявления в 2014 годумы можем не признавать политический статус Пуэрто-Рико, а также результаты двух референдумов, по изменению этого статуса, состоявшихся в 2012 и 2017 гг., где якобы победили сторонники идеи вхождения территории в состав США в качестве одного из штатов. 

Почему якобы? Потому что легитимность этих референдумов не подтверждается никакими результатами. Так, в 2012 годуменее половины (46%) пуэрториканцев поддержали идею вхождения в состав США в качестве 51-го штата, а в 2017 году поддержка составила 97,2%, но явка не дотянула даже до четверти (22,9%). 

Также мы можем не признавать будущие результаты голосования в конгрессе, если американские парламентарии поддержат расширение численности своих штатов за счет Пуэрто-Рико, как это было с Гавайскими островами, ставшими 50-м штатом в 1959 году, – после проведенного там референдума, но в результате как раз классической аннексии Гавайев(насильственного присоединениягосударством всей или части территории другого государства) Соединенными Штатами Америки в 1898 году. 

От референдума до референдума: как закалялся Крым
Следует отметить, что референдумы, изменяющие политическую карту мира, не продукт XXI века, а голосование в Новой Каледонии в 2018 году – не последнее в текущем столетии. 

Начало референдумам по суверенизации в начале прошлого столетия положили норвежцы, проголосовавшие в 1905 году за отделение от Шведского королевства. А в 2019 году уже готовятся к плебисциту о независимости от Папуа – Новой Гвинеи жители тихоокеанского острова Бугенвиль.

Вопреки широко распространенному мнению, политическая карта мира постоянно меняется. Большую часть своей истории она формировалась в результате войн и завоеваний, которые сопровождались неисчислимыми жертвами. В настоящее время существует цивилизованный, демократический и правовой инструмент изменения государственной принадлежности той или иной территории – референдум. Подход, когда результаты одних референдумов признаются, а других не признаются, является свидетельством не только двойных стандартов, доминирующих во внешней политике "лидеров мирового сообщества", но и циничного игнорирования ими тех принципов, гарантами которых они сами себя назначили и, благодаря которым, их до сих пор относят к цивилизованным странам, во что с каждым таким фактом верится уже с трудом.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем