Сергей Киселёв, доцент Крымского федерального университета
Наталья Киселёва, руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества
К референдумам, изменяющим карту мира, относятся плебисциты (будем употреблять этот термин как синоним референдума), в ходе которых граждане высказывают свое мнение о территориально-политическом статусе региона. К этой категории относятся и референдумы, состоявшиеся в Крыму и Севастополе в 2014 году, на которых жители полуострова выбрали свое будущее в составе Российской Федерации.
Анализируя референдумы по изменению территориально-политического статуса в текущем столетии, приходится констатировать, что положительная или негативная реакция на подобные плебисциты со стороны "мирового сообщества" никак не определяется ни уровнем явки, ни уровнем поддержки населением вопросов референдума.
Начало новейшей суверенизации путем референдумов положили жители Сомалиленда, более 95% которых одобрили новую конституцию, закреплявшую независимость региона от Сомали.
В 2006 году на вопрос об изменении политического статуса отвечали жители Токелау, Черногории, Приднестровья и Южной Осетии.
В 2007 году жители Токелау вновь повторили попытку изменить свой статус зависимой территории Новой Зеландии на самоуправляемое государство в рамках Свободной ассоциации с той же Новой Зеландией.
В 2008 году один из муниципалитетов Каталонии (Ареньс-де-Мунт), а в 2014 и 2017 уже жители всей автономии голосовали за независимость.
В Пуэрто-Рико дважды в текущем столетии (в 2012 и 2017 гг.) выносили вопрос об изменении политического статуса на референдум.
Жители Фолклендов на референдуме 2013 года высказались за сохранение островов в составе Великобритании.
Самым "урожайным" на референдумы по изменению территориально-политического статуса стал 2014 год. В Гагаузии поддержали законопроект о самоопределении автономии в том случае, если Молдавия утратит статус независимого государства. В испанской области Венето состоялось электронное голосование, в ходе которого большинство венецианцев высказались за создание независимой, суверенной, федеративной республики. В Шотландии отвечали на вопрос о независимости автономии. Жители Луганской и Донецкой народных республиках поддержали акты государственной самостоятельности. Подавляющее большинство крымчан и севастопольцев высказались за возвращение в Россию.
В прошлом году на вопрос о независимости отвечали жители пока еще французской Новой Каледонии.
Реакция так называемого "мирового сообщества" на эти референдумы является ярким примером и несомненным доказательством двойных стандартов, превалирующих в современной политике.
Результаты референдумов в одних регионах признаются "мировым сообществом" и ООН, а жителям других регионов отказывают в праве на прямое волеизъявление.
Так, например, Организация Объединенных Наций только в текущем столетии поддержала результаты двух референдумов в Токелау(2006 и 2007 гг.), не отказывала жителям Пуэрто-Рико в праве на самоопределение в ходе референдумов 2012 и 2017 гг., не препятствовала референдуму в Шотландии в 2014 г. по отделению от Великобритании, эксперты ООН не мешали проведению референдума по отделению Новой Каледонии от Франции в 2018 г. И к появлению на политической карте мира в XXI столетии (после состоявшихся референдумов) двух новых государств – Черногории и Южного Судана – ООН имеет самое непосредственное отношение.
Но сквозь призму претензий к проведению Крымского референдума со стороны американских и европейских политиков, южно-суданский плебисцит интересен тем, что на период голосования в Южном Судане были задействованы 40 тысяч полицейских и военнослужащих, а еще дислоцированный военный контингент миссии ООН численностью в 10 тысяччеловек. При этом "мировое сообщество" не заметило, что народное волеизъявление проходило "под дулами автоматов", а вот там, где их не было –в Крыму и Севастополе – эти пресловутые "дула", которых никто на референдуме не видел и не запечатлел, политические лидеры и СМИ Запада умудрились разглядеть и продолжают лицемерно настаивать на этом.
В группе государств, присвоивших себе право говорить от имени "мировой общественности", Соединенные Штаты занимают особое положение и не скрывают, что их реакция на любые, даже однотипные ситуации в других странах, обусловлена исключительно интересами США.
Если в Южном Судане есть нефтяные интересы США, референдум по отделению приветствуется. Если в результате отделения Шотландии от Великобритании Штаты могут потерять стратегическую военно-морскую базу Клайд и пункт базирования Фаслейн, то референдум не приветствуется.
В толковании тех или иных событий в зависимости от собственных выгод подражают гегемону "международного сообщества" и политики других государств, трактуя по-разному не только права жителей различных регионов, но и сами международно-правовые акты.
Возникает закономерный вопрос: почему жители Фолклендов имели право на самостоятельное определение своего территориально-политического статуса в 2013 году, а жителям Крымского полуострова в этом праве "мировое сообщество" отказывает? Ответ очевиден – двойные стандарты.
Следуя таким двойным стандартам, во вторник нижняя палата американского парламента одобрила законопроект, касающийся Крыма, в котором говорится о непризнании де-юре или де-факто суверенитета Российской Федерации над полуостровом.
Почему якобы? Потому что легитимность этих референдумов не подтверждается никакими результатами. Так, в 2012 годуменее половины (46%) пуэрториканцев поддержали идею вхождения в состав США в качестве 51-го штата, а в 2017 году поддержка составила 97,2%, но явка не дотянула даже до четверти (22,9%).
Также мы можем не признавать будущие результаты голосования в конгрессе, если американские парламентарии поддержат расширение численности своих штатов за счет Пуэрто-Рико, как это было с Гавайскими островами, ставшими 50-м штатом в 1959 году, – после проведенного там референдума, но в результате как раз классической аннексии Гавайев(насильственного присоединениягосударством всей или части территории другого государства) Соединенными Штатами Америки в 1898 году.
Начало референдумам по суверенизации в начале прошлого столетия положили норвежцы, проголосовавшие в 1905 году за отделение от Шведского королевства. А в 2019 году уже готовятся к плебисциту о независимости от Папуа – Новой Гвинеи жители тихоокеанского острова Бугенвиль.
Вопреки широко распространенному мнению, политическая карта мира постоянно меняется. Большую часть своей истории она формировалась в результате войн и завоеваний, которые сопровождались неисчислимыми жертвами. В настоящее время существует цивилизованный, демократический и правовой инструмент изменения государственной принадлежности той или иной территории – референдум. Подход, когда результаты одних референдумов признаются, а других не признаются, является свидетельством не только двойных стандартов, доминирующих во внешней политике "лидеров мирового сообщества", но и циничного игнорирования ими тех принципов, гарантами которых они сами себя назначили и, благодаря которым, их до сих пор относят к цивилизованным странам, во что с каждым таким фактом верится уже с трудом.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции