Рейтинг@Mail.ru
Гений Алемдара: жизнь и музыка крымчанина Караманова - РИА Новости Крым, 10.09.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Гений Алемдара: жизнь и музыка крымчанина Караманова

Автору гимна Крыма Алемдару Караманову исполняется 90 лет

© фото предоставлено семьей А. КарамановаАлемдар Караманов на концерте, где исполняются его произведения
Алемдар Караманов на концерте, где исполняются его произведения
Читать в
ДзенTelegram
Мелодию его сочинения знает каждый крымчанин, который уже ходит в детский сад. Ему прочили мировую славу, а он почти всю жизнь прожил в Симферополе. Он оставил богатейшее культурное наследие – только симфоний 24, оратории и кантаты, несколько десятков хоров, вокально-инструментальные циклы и балеты… А умер в тяжелейших материальных затруднениях. Автору гимна Республики Крым, классику композиторского искусства Алемдару Караманову 10 сентября 2024 года исполнилось бы 90 лет.
Настоящая фамилия крымского гения – Кагырман. Караманов это русифицированная версия. Его отец по коммунистическим убеждениям приехал в СССР. Работал и женился в Крыму. Тут и родился Алемдар.
Совсем маленьким, едва мама Полина Сергеевна начинала играть на пианино, мальчик плакал до истерики – музицирование пришлось прекратить. Но однажды Полина Сергеевна все же заиграла Шуберта. Его произведения растопили сердце Алемдара. И оказалось, что у маленького Караманова абсолютный музыкальный слух.
Еще до детского сада мама стала учить Алемдара основам музыкальной грамоты. А осенью 1941 года его приняли в музыкальную школу.
Все годы оккупации Крыма фашистами прилежный ученик, не смотря ни на что, занимался музыкой. А в 1944 году его отец-турок был депортирован. Из далекого Казахстана он уже не вернулся. Трое детей остались без отца.
"Самое яркое воспоминание тех лет – постоянный голод", вспоминал впоследствии композитор.
Выжить семье помогали паек, хлебная карточка и стипендия Алемдара, которые ему начислили как исключение – за необычайный талант.
После было Симферопольское музыкальное училище, которое он закончил с однозначной рекомендацией – поступать в Московскую консерваторию. Там Караманов учится сразу на двух отделениях – композиторском и фортепианном.

Наследник русского симфонизма

В те годы в консерватории вместе с крымчанином учатся Родион Щедрин и Альфред Шнитке. Караманову преподавали знаменитости в мире музыки – Семен Богатырев и Тихон Хренников.

"У папы была мощнейшая композиторская школа. Он был учеником профессора Семена Семеновича Богатырева. А Семен Семенович, в свою очередь, был учеником Римского-Корсакова, поэтому у папы проявилась школа русского симфонизма. Он перенял эту школу", – выразила свое мнение корреспонденту РИА Новости Крым дочь Алемдара Караманова Кристина.

Свое первое музыкальное произведение Алемдар записал в возрасте семи лет. В десять положил на музыку стихотворение Константина Симонова об освобождении Севастополя. Алемдар – необычайно "плодовитый" студент: во время учебы он пишет 10 симфоний и другие произведения разных жанров, в том числе фортепианные концерты, балеты, музыку к песням. А также получает предложение от известного советского кинорежиссера Михаила Ромма написать музыку к кинофильму "Обыкновенный фашизм". И великолепно справляется с заказом.
Он вообще был очень одарен музыкально. Кристина Караманова вспоминает такой случай, который ей рассказывала преподавательница Московской консерватории:
"Когда Дмитрий Шостакович сочинил 10 симфонию и ее исполнил, папа со студентами прослушал ее на премьере. После этого он пришел в студию и от начала до конца эту симфонию повторил своим друзьям на рояле".

Музыка тянется к Богу

Произведения Караманова были высоко оценены еще при жизни. Например, Альфред Шнитке так отзывался о написанном крымским композитором: "Мы все таланты, а он – гений!"
В 1965 году Алемдар Караманов возвращается на родину, в Симферополь.

"Я понял, что в Москве мне, собственно, делать нечего, что гораздо больше я смогу сделать там, в провинции, хотя и поломаю свою карьеру. Для этого мне нужны были тишина, одиночество и таинство неба. В несколько дней я собрался и уехал из Москвы в мир моей Новой музыки", – в одном из интервью сказал сам Алемдар Сабитович.

Он хотел слышать музыку сфер, чему мешал столичный шум. Именно на родине Алемдар Сабитович изобретает свой новый музыкальный язык, новую сакральную музыку. В своих произведениях Караманов звукопишет библейские сюжеты и сюжеты на темы истории Крыма.
"Музыка, я убежден, – всепроникающее, всеобъемлющее средство общения человека и Бога. Космическое звучание пронизывает весь мир, звучащие необъятные сферы и есть Вселенная. Музыка – проводник звучащего мира, музыкальный дождь постоянно окропляет землю. И с земли от людей музыка, как дивный цветок, тянется к солнцу, к небесам – выше слов, выше звезд, вровень с Богом", – считал сам композитор.
Он сочинял свою музыку шагами. Его высокую и стройную фигуру часто видели в парке недалеко от дома. Иногда во время этих прогулок Караманов замирал и подолгу смотрел в небо. А потом он приходил домой, играл на фортепиано произведение от начала до конца и записывал то, что как будто бы надиктовали ему свыше.

"Это очень редкое свойство, такое было у Моцарта: он тоже "нагуливал" свои произведения. А расписывать их по нотам на бумаге, конечно, – это сложнейший процесс, который занимал много времени", – рассказывает Кристина Караманова.

По ее словам, в нотных записях Алемдар Сабитович бы очень аккуратен, что высоко ценили его коллеги из Союза композиторов СССР и профессура Московской консерватории:
"Папа писал японской чернильной ручкой, которую ему подарил китайский композитор Чен Бао, который тоже жил в Крыму", – вспоминает дочь композитора. И говорит, что в их квартире всегда было место дружеской компании.
"Конечно, это все консерваторцы, все профессионалы классической музыки и высокообразованнейшие люди. Дверь у нас в дом не закрывалась. Папа и его друзья музицировали по 12 часов в день и говорили только о музыке", – описывает характер Караманова его дочь.
Он и отцом был замечательным, вспоминает Кристина: всегда шутил и был веселым. Что не мешало быть чрезвычайно самодисциплинированным и очень строгим к самому себе.

"Сколько я помню, он никогда не съедал лишнего. Очень боялся съесть много сладкого, хотя очень его любил. Вставал всегда в одно и то же время, в четыре утра, и работал до 12 часов", – описывает дочь композитора его распорядок дня.

Слава и нищета Алемдара Караманова

Несмотря на то, что Караманов жил в провинции – в Симферополе, из Союза композиторов ему регулярно поступали заказы на музыкальные произведения. Его уважали, хотя он и не оббивал пороги высоких кабинетов в Москве, он был творчески востребован. А потом случился развал СССР. Заказов не стало.

"Он был невероятно добр, но беден, как церковная мышь. Он жил без отопления, все коммуникации ему отключили за неуплату", – в одном из своих интервью рассказывала директор одной из музыкальных школ Симферополя, которая сейчас носит имя Караманова, Ирина Силинг.

Кристина Караманова вспоминает, что в то время она уже долге время жила в Москве, а ее отец делил небольшие квадратные метры со своей уже очень старенькой и немощной матерью. И он тогда прямо говорил, что очень боится умереть голодной смертью.
По иронии судьбы именно в эту пору произведения Караманова получили широкое общественное признание. Они зазвучали в знаменитейших концертных залах всего мира. Но лучшие симфонии так и не вошли в репертуар крымских оркестров. Как говорят музыканты, они должны быть сыграны только расширенным составом симфонического оркестра. Таких в Крыму нет.

5 тысяч листов нот

Гениальный крымский композитор Алемдар Сабитович Караманов скончался в ночь со 2 на 3 мая 2007 года в Симферополе и похоронен на городском кладбище.
До сих пор из произведений Караманова исполнены далеко не все. Некоторые музыкальные критики искренне уверенны, что Караманов – еще не понятый композитор, что он принадлежит будущему, что мир пока глух к его симфониям.
Его именем назван астероид и улица в Симферополе, проводится международный музыкальный конкурс имени Караманова. На старом доме, где он жил, висит мемориальная табличка. Но мировому гению до сих пор нет в Симферополе ни памятника, ни музея. Кристина Караманова не обижена и убеждена, что, значит, для этого пока не пришло время. И считает, что сейчас ее задача – сделать так, чтобы сохранить, оцифровать нотное наследие отца и выложить его в открытый доступ.
Пять тысяч нотных листов для оцифровки. Такая задача наследия Караманова сейчас стоит перед Фондом его имени. Ноты Фонд выкладывает на своем сайте, пользоваться ими абсолютно безвозмездно могут все в любом уголке мира.

"Нам музыканты со всего мира постоянно присылают запросы на ноты, которых еще нет на сайте. И папу сейчас стали очень много исполнять и в России. В Перми дирижер Валерий Платонов исполнил "Stabat mater" – грандиозное произведение, с хором, с оркестром. В Белгороде очень много исполняли. В Омске дирижер Дмитрий Васильев исполнил сложнейшие симфонии, последние из цикла "Бысть" по Апокалипсису. Музыканты сыграли блестяще", – рассказала дочь композитора.

Сама Кристина Караманова тоже получила музыкальное образование. Закончила и музыкальную школу, и Симферопольское музучилище. Кристина часто приезжает в Крым, на родину мамы и папы. В конце нашего разговора она просит обязательно упомянуть об отношении ее отца к полуострову.
"Крым рано или поздно должен превратиться в центр мировой культуры. Нигде больше себе я этого центра не представляю, потому что нет у людей стремления к музыкальному добру, а есть стремление к поклонению всяким пустым ценностям … Все это заблуждение и отвратительный, кривой путь, а путь прямой лежит только здесь, только у нас", – в свое время сказал сам автор гимна Республики Крым.
Алемдар Караманов. Архивное фото
Музыка Караманова входит в учебные программы студентов консерваторий
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала