Рейтинг@Mail.ru
Христианство в Крыму - РИА Новости Крым, 27.07.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Христианство появилось в Крыму вместе с греками, еще в античную эпоху. Ученик Иисуса апостол Андрей Первозванный проповедовал в древней Тавриде в первом веке нашей эры. А в 101 году мученическую смерть от язычника-императора Траяна принял проповедник священномученик Климент, папа Римский, которого сослали на окраину Римской империи в каменоломни из-за его проповедования Христа.

Центром ортодоксальной веры стал византийский город Херсонес. Впоследствии археологи находят под слоями земли в этом городе-полисе множество базилик и храмов. В VI веке в Херсонесе была учреждена Херсонская епархия. Храмы появляются повсеместно и в Крыму. В период расцвета Византии на полуострове насчитывается уже пять епархий: Боспорская, Херсонесская, Сугдейская, Готская и Фульская.

В Тавриде служат многие христиане, позже прославленные в лике святых. В период иконоборчества (XIII-IX вв.) почитающие иконы бегут на окраину империи, в Крымские горы. Так были основаны пещерные монастыри, которые действуют до сих пор.
В 1946 году крымское православие обрело новое дыхание: на кафедру был переведен лауреат Сталинской премии по хирургии, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Его трудами и молитвами открывались храмы, укреплялась пошатнувшаяся за годы советской власти вера. В конце своего земного пути потерявший зрение архиепископ становится средоточием духовной жизни. Значимость его фигуры осознавали и иноверцы, и партийные деятели. К нему за помощью и поддержкой едут не только из Крыма, но и со всей России. Архиепископ скончался в 1961 году, ему было 84 года, из которых врачебному делу отдано 58 лет. Был причислен к лику святых в 1995 году, его мощи хранятся в Свято-Троицком соборе в Симферополе.
По крымским землям пролегал и путь великих просветителей – Кирилла и Мефодия.

К XV в. полуостров входит в состав Крымского ханства – вассала Турции. После ожесточенных кровавых боев падёт город-крепость Мангуп – оплот позднесредневекового христианского княжества Феодоро.

После захвата османами православие в Крыму испытывает серьезные притеснения. Христиане из разоренных церквей уходят в пещеры и скалы, там они вынуждены совершать богослужения. Христиан на полуострове становится все меньше: чтобы выжить в тяжелейших условиях давления на христианскую веру, грозящих их жизни, они принимают ислам или бегут с полуострова.

После победы России в войне с Турцией и заключения Кючук-Кайнаджийского договора в 1774 году турецкие власти намеренно обостряют отношения между христианами и мусульманами. Армяне и греки, исповедующие Христа, подвергаются серьезной опасности. Митрополит Готфейский и Кефайский Игнатий, чтобы защитить свою паству, решил вывести христиан из Крыма.
В 1859 году образовывается Таврическая епархия, а в 1873 году была открыта Таврическая духовная семинария, задача которой - готовить образованное духовенство для множащихся в Крыму церквей.

Мужество и героизм православная Церковь и ее паства претерпели и во времена революции и гражданской войны. Большевики закрыли все монастыри, экспроприировали церковную утварь, осквернили храмы и иконы. Тысячи верных христиан были репрессированы, сосланы в лагеря или расстреляны, войдя в сонм российских новомучеников.

В годы Великой Отечественной войны немецкими оккупантами были открыты некоторые православные храмы, но множество священников при этом отказывались сотрудничать с фашистскими властями, с угрозой для жизни помогали партизанам и подпольщикам, укрывали и крестили евреев или выдавали им справки о крещении задним числом. Некоторые из священников, например, Николай Швец, за это был замучен в фашистских застенках.
Более 20 тысяч человек покинули родные места и переселились в Причерноморье, основав город Мариуполь – город Марии. Так митрополит назвал новое место поселения крымских христиан.

Новое дыхание в христианскую жизнь Тавриды вдохнуло присоединение полуострова к Российской империи
по манифесту Екатерины II от 8 апреля 1783 года. С этого времени на полуострове активно строятся храмы, основываются монастыри, жить сюда приезжают множество христиан – греков, русских, армян, украинцев.

Во время Крымской войны духовенство Крыма проявило невиданное мужество и героизм, укрепляя дух русской армии под вражеским огнем. Рядовые священники и епископы в равной доле помогали русской армии и флоту словом и делом. Например, архиепископ Иннокентий (Борисов), в XX веке причисленный к лику святых, несмотря на опасность, под огнем противника совершал богослужения прямо во время боя, воодушевлял солдат и офицеров проповедями, утешал умирающих. А после окончания войны приложил массу усилий для восстановления разрушенных неприятелем храмов.
Автор Ольга Леонова, Анна Петрова, Ирина Мезенцева

Дизайн Дмитрий Вертипрахов

Фото и видео: Дмитрий Макеев и Михаил Макеев
При подготовке проекта использовались материалы Государственного историко-археологического музея «Херсонес Таврический», Крымской митрополии, Государственного музея истории религии, сайта Кремля.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала