СИМФЕРОПОЛЬ, 12 апр – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. Встреча президента Украины Владимира Зеленского и его турецкого коллеги Реджепа Таийпа Эрдогана, несмотря на заявления о "поддержке территориальной целостности" Украины, вряд ли приведет к неприятным последствиям для России. Целый ряд политологов и экспертов в комментариях РИА Новости Крым пояснили, каковы могут быть итоги этой встречи.
Подарки от султана
На встрече лидеров Украины и Турции тема Крыма звучала лейтмотивом. И если некогда Анкара высказывала довольно неосторожные претензии на полуостров, то сейчас политика изменилась, и теперь потомки Османа I вновь поддерживают курс Украины на "деоккупацию Крыма", как и в 2014 году.
Реджеп Тайип Эрдоган даже изъявил желание "присоединить" Турцию к так называемой "Крымской платформе", созданной Киевом с целью "объединить сторонников территориальной целостности Украины", и пообещал построить новую мечеть на полуострове.
Естественно, что российский политикум не мог не отреагировать на подобные заявления Анкары. И если депутат Госдумы Наталья Поклонская и председатель комитета Госсовета Республики Крым по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель пригласили представителей Турции приехать в Крым и лично убедиться, что жители полуострова не нуждаются в "деоккупации", то другие политики и эксперты высказали свое недовольство подобным заявлением Анкары. Так, Депутат ГД Михаил Шеремет предложил россиянам не ездить в Турцию на отдых, а его коллега по политическому цеху Светлана Журова считает, что Турция до сих пор имеет виды на Крым.
Российские политологи единогласно пришли к выводу, что радость Зеленского по поводу результатов встречи может быть омрачена ее последствиями, ведь он ожидает всесторонней поддержки, которую ему обещали, а вот получить может совсем другое.
В шаге от Рубикона
Старший преподаватель школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Чупрыгин высказал мнение, что Зеленский может неверно воспринять слова Эрдогана о партнерстве и "перейдет Рубикон", что в итоге приведет к печальным последствиям.
"Зеленский достаточно неопытный политик, и у него нет политического багажа, который бы позволил ему правильно оценивать свое место в европейском поле. Я боюсь того, что Зеленский, буквально поняв высказывания Эрдогана, сделанные с позиции политического политеса, решит, что Турция объявила себя участником священного похода за неприкосновенность Украины. Это может быть опасно: Зеленский может решить, что у него появился мощный союзник, который уже завтра готов открыть второй фронт, и как бы он, попав на эту удочку, не совершил каких-нибудь поспешных действий", - пояснил Андрей Чупргыин.
"Эрдогану стратегически необходим тесный контакт с союзниками по блоку. Он играет в абсолютно безопасную для себя игру: он не говорит "давайте пойдем войной на Россию", он говорит о том, что он "выступает за территориальную целостность Украины". А его слова в отношении Крыма - это риторический прием, который использует вся Европа, при этом прекрасно понимая, что этого (присоединения Крыма к Украине – ред.) никогда не произойдет. Через тему Крыма он показывает, что поддерживает общий курс НАТО", - подчеркнул политолог.
Несмотря на антироссийские заявления со стороны обоих участников встречи, эксперт призывает не искать в этой ситуации прямую угрозу России.
Традиции неоосманизма
Вообще политологи обращают внимание на то, что к "турецкому волку" надо относиться настороженно, особенно такой ослабленной стране как Украина. Руководитель рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представительстве Республики Крым при президенте РФ Александр Молохов призвал Зеленского "не верить данайцам, даже дары приносящим". Директор Международного института новейших государств, политолог Алексей Мартынов придерживается такого же мнения: Анкара может подсунуть Киеву "троянского коня", и последствия этого могут быть достаточно непредсказуемыми.
"Эрдоган ведет свою турецкую политику, в экспертном сообществе это характеризуют термином "неоосманизм". Он целенаправленно расширяет свое влияние в зоне исторической ответственности Османской империи. Некоторые постсоветские страны, желая стать европейцами, совершенно не хотят понять, что европейцами однажды они уже были, когда были в составе СССР. А в другом формате Европе они уже не нужны, в лучшем случае они будут турками, а то и прекратят свое существование как суверенное государство", - подчеркнул Алексей Мартынов.
"Если убрать шелуху из заявлений про Крым и НАТО, то главное наставление, которое "турецкий султан" дал молодому неопытному украинскому президенту, это: "не дергайся, никакого военного конфликта Турция не поддержит, только переговоры". А Эрдоган, поверьте, обладает нечеловеческим чутьем", - пояснил политолог.
Усидеть на двух стульях: крымский вектор турецкой политики >>
"Все понимают, что российский Крым прекрасно защищен и на политическом уровне, и на военном. Ни Крыму, ни России ничего не угрожает, чтобы там не заявлял "турецкий султан", - подытожил Мартынов.
Стимул быть сильнее
В принципе "поддержка территориальной целостности Украины" сейчас выгодна Анкаре не только в качестве общего ориентира с НАТО, но и в качестве некого "задела на будущее". В Турции уверены: расширить свое влияние на "украинский Крым" гораздо проще, чем на российский.
"Турки все века вели одну и ту же игру: они считают всю бывшую Османскую империю и прилегающие страны – зоной собственного влияния. Никаких изменений позиция Анкары не претерпела. В контексте Крыма Эрдоган понимает, что "украинский полуостров" больше будет в зоне влияния Турции, чем российский. Поэтому он и поддерживает "территориальную целостность Украины". Вспомните, как было до 2014 года: турки поддерживали политически активных крымских татар, Хизб ут-Тахрир* и другие организации", - высказал мнение политолог Сергей Михеев.
В Турции считают, что через Крым можно в дальнейшем оказывать влияние на всю Украину, о чем говорит заявление Анкары о желании инвестировать в "евроориентированную" страну. При этом "укусить" Россию Турция пока не стремится - РФ для нее слишком серьезный противник.
"Любые угрозы для России компенсируются ее силой. Угрозы со стороны Турции, как и любой другой страны, были, есть и будут. Мы с ними, в конце концов, 12 раз воевали. Но сейчас они этого не сделают, а у нас остается стимул быть сильными", - подчеркнул политолог.
*запрещенная в России организация