СИМФЕРОПОЛЬ, 21 мар – РИА Новости Крым, Наталья Дремова. 21 марта - день рождения двух великих людей: Леонида Утесова и Георгия Отса.
Оба – и аристократически-утонченный Отс и задушевный "народный" Утесов - большие артисты, прекрасные голоса одной эпохи. Оба родились в городах у моря: Утесов в Одессе 126 лет назад, Отс в Таллине - с тех прошел 101 год. Оба были на войне.
Утесов с фронтовой бригадой артистов поставил личный рекорд, в июле 1942-го дав сорок пять концертов за месяц. Георг Отс, выпускник военного училища, в августе 1941 направлялся на защиту Ленинграда, но пароход, где был Отс, подорвался на немецкой мине, судно стало тонуть. Георг отдал свой спасательный жилет раненому, а сам к суше отправился вплавь. "Вода в открытом море ледяная. Я ухватился за обломок бревна, но скоро в него вцепился еще кто-то, и я оставил его", — вспоминал чемпион Эстонии по плаванию Отс.
Для Севастополя Утесов и Отс сделали драгоценные подарки - стали исполнителями самых "севастопольских" песен, звучавших на всю страну.
"Здесь был Леня"
Где Крым, скажете вы, а где Утесов. У него таки была родная Одесса, великолепная, любимая и у самого синего моря. Но каждый талантливый артист знает, что в любимый город можно возвращаться, но жить и работать часто приходится далеко от него.
В 1914 году Леониду Утесову было 29 лет. Его имя уже знали, он был молод, хорош собой и… отчаянно влюблен. Она, молодая актриса Елена Ленская, отвечала взаимностью. Влюбленные, как в классических романах, были небогаты, не имели своей крыши над головой, но готовы были кочевать с концертами по городам и весям. Главное требование Утесова к антрепренерам: выступать должны оба супруга.
Всего за один сезон Утесов и Ленская стали на юге России знаменитостями. Весной того же года семейную пару пригласили в Феодосию на постоянное место работы в театр. К контракту прилагалось жилье с видом на море. Впоследствии Утесов вспоминал Феодосию как город, где прошли самые счастливые месяцы его жизни.
"Уверен, что песню "Сердце" Утесов если не сочинил сам, то подсказал ее слова автору. Мы часто встречались с Леонидом Осиповичем, но было немного воспоминаний, к которым он обращался по нескольку раз. Среди них — медовые дни своей жизни с Еленой Осиповной. Он не раз повторял: "В Феодосии я был так счастлив, как никогда до этого. Гуляя в обнимку с Еленой Осиповной по дивным улочкам Феодосии, я твердил про себя: "Боже, как хорошо на свете жить!", - рассказывал коллега Утесова музыкант Олег Лундстрем.
А в августе Россия вступила в Первую мировую войну, работа театра остановилась. Оставаться в Феодосии влюбленной паре было незачем.
В Крым Утесов приезжал еще в 30-х годах, он выступал со своим джазом на южнобережных концертных площадках. Был на гастролях и в Севастополе.
Драгоценный камень
В Великую Отечественную Утесов пел на передовой. В 1944-м году в его репертуар вошла песня-легенда. И к этому был причастен еще один Леонид.
Прочитавший очерк композитор Борис Мокроусов написал музыку и предложил поэту Александру Жарову сочинить на новую музыку стихи. Поэт потом вспоминал: "стихи я написал почти залпом, так как был подготовлен к этому еще в те дни, когда мы оба были в Севастополе. Там, в частях и на кораблях, встречал я своих ровесников — представителей новой поросли воинов-героев".
А 9 января 1944 года в "Красной звезде" появились ноты и слова песни "Камень Севастополя":
Холодные волны вздымает лавиной
Широкое Черное море.
Последний моряк Севастополь покинул,
Уходит он, с волнами споря...
Уже через неделю песня прозвучала по радио. Но по-настоящему известной она стала, когда ее услышал и включил в свой репертуар Утесов.
Через несколько месяцев, в июле 1944-го, автор слов Александр Жаров побывал в освобожденном Севастополе. И услышал, как один из марширующих мимо отрядов морской пехоты поет о севастопольском камне.
Позже те же моряки во время выступления Жарова в шутку посетовали, что песня отстала от событий, в последнем куплете нужно изменить одно слово. И петь не "взойдет на утес черноморский матрос", а "взошел". Потому что Севастополь снова освобожден и легендарный кусочек гранита вернулся на место.
Официально название песни изменили на "Заветный камень" уже после войны. И Утесов потом неоднократно возвращался в Севастополь. Всегда с "Заветным камнем".
Золотые деньки
Вторая половина 40-х и 50-е годы прошлого века - это время торжества оперетты. И время Георга Отса. Он прошел путь от "певца с красивым голосом", фамилию которого пытался припомнить радиослушатель, до "того самого Отса".
Бархатный баритон ведущего артиста Таллинского театра узнавала вся страна. Это же он пел "Эх, дороги", "Я люблю тебя, жизнь".
А в 1955 году прозвучало:
Севастопольский вальс,
Золотые деньки;
Мне светили в пути не раз
Ваших глаз огоньки.
Севастопольский вальс
Помнят все моряки.
Разве можно забыть мне вас,
Золотые деньки!
Георг Отс стал одним из первых исполнителей этой песни. Он спел ее не только голосом, но душой, показав самые тонкие оттенки.
Композитор Константин Листов вспоминал, что, когда писал музыку, представлял вечерний Севастополь: "Освещенный лучами заходящего солнца город погружается в вечернюю прохладу... Матросы в белоснежных отутюженных форменках кучкуются на Приморском бульваре, многих из них там уже ждут любимые девушки. Смех, шутки, танцы — молодая радость жизни чувствуется буквально во всем. А наутро корабли отправляются в море..."
Тяжело больной поэт Георгий Рублев, которому Листов предложил написать текст, стихи к музыке предоставил всего через четыре дня после "заказа". И, к сожалению, не успел услышать, как звучит вальс в исполнении Отса.
А в 1961 году в двух театрах состоялась премьера оперетты "Севастопольский вальс". Она, конечно же, о войне, о влюбленной в командира морских пехотинцев медсестре, встрече после Победы и осознании, что время бессильно перед настоящей любовью. В самом Севастополе пьесу поставили через год. И с тех пор она не сходит со сцены.
Конечно, Георг Отс играл в "Севастопольском вальсе". Фильм-концерт эстонского телевидения, записанный в 1967 году, много раз показывали по общесоюзным каналам.