СИМФЕРОПОЛЬ, 8 мар – РИА Новости Крым. В Советском Союзе каждый детский Новый год начинался для детей примерно одинаково: утром первого января, пока родители спят, дети прилипали к экранам телевизора и, поглощая мандарины, смотрели сказки – "Морозко", "Конька-горбунка" или "Огонь, вода и медные трубы". Смотрели, и не знали, что снял их режиссер Александр Роу. И снял в Крыму.
Александр Роу родился 8 марта 1906 года в небольшом городке в Ивановской области. Его отец – ирландец, приехавший в Россию налаживать мукомольное производство, а мать – гречанка.
Мальчишка рано остался без папы, который в 1914 году предпочел вернуться на родину. В сложные годы смены правящих режимов, Александр перепробовал множество профессий, помогая матери, а после оказался в киношколе, затем – в Драматическом техникуме. Но, еще учась, он работал помощником режиссера. Первая самостоятельная режиссерская работа — фильм-сказка "По щучьему веленью". И с той поры и до самого конца сказка – русская, народная фольклорная стала его хлебом, талантом, основной темой творчества.
Почти все ленты из большого списка Александра Роу были сняты в Крыму. Не только потому, что он любил этот край, богатый на сказочные пейзажи и разнообразный по натуре, но и потому, что в 1936 году Ялтинскую киностудию передали в подчинение студии "Союздетфильм".
Его "Василиса Прекрасная"(1938) была снята здесь до войны, а сразу после нее, пока еще шли бои в Европе, в освобожденном Крыму снимается "Кащей бессмертный"(1944), где аллегория Гитлера Кащей одерживает сокрушительное поражение от двух богатырей, символизирующих народы России.
Потом были еще и еще сказки, в том числе и литературные - "Новые приключения Кота в сапогах" и "Королевство кривых зеркал", которые в такой же аллегоричной манере высмеивали капитализм, что не помешало им остаться интересными для детей и взрослых на много десятилетий. А также несколько документальных фильмов, посвященных полуострову - "Артек" и малоизвестный видовой с простым и понятным названием "Крым".
В каждой ленте мастера поражает подобранный актерский состав: самые известные до сих пор Михаил Пуговкин, Татьяна Клюева (они оба впоследствии стали крымчанами) и несравненная Баба Яга всех времен и народов Георгий Милляр.
Георгий Францевич снялся еще в первом фильме Роу в 1936 году, умело перевоплотившись в царя-Гороха. Он стал одним из любимых актеров режиссера: в некоторых фильмах ему отданы сразу по несколько ролей – эпизодические наряду с центральными.
Роу был "первооткрывателем" некоторых впоследствии именитых актеров. Например, роль Марфушеньки в сказке "Морозко" стала для Инны Чуриковой киношным актерским дебютом и дала путевку в киножизнь. А красавец Вячеслав Воскресенский после исполнения роли ясноглазого Финиста-богатыря стал одним из секс-символов СССР.
Фильмы Роу в Крыму снимали как в павильонах Ялтинской киностудии, так и на природе. Декорациями служили скалы Никитской расселины, впоследствии получившие наименование "скал Роу", плато Ай-Петри, сосновые леса над Ялтой, Симеиз, Гурзуф и многие другие видовые места.
В работе режиссер-сказочник использовал не только богатую природу полуострова, но и новые в кино приемы: домакетки, дорисовки, перспективные совмещения. Детские, казалось бы, несерьезные фильмы Роу до сих пор очень ценятся кинематографистами с мировыми именами. Он- классик детского кино.
В 1956 году фильм "Морозко" получил Главный приз "Лев святого Марка" на XVII Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов, а от от Консультативного совета по кинематографии США заслужил награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Сам мэтр Стивен Спилберг убежден, что эта лента стала предтечей многих киношедевров Голливуда.
В то же самое время в СССР Александра Роу чиновники неоднократно критиковали за его приверженность к одному жанру, требуя от режиссера серьезных тем вместо детских картин, вынуждая его снимать классику и документальное кино. Но Роу так и не изменил своему волшебному миру.
Последним фильмом творческой биографии Роу, который тот успел задумать, но не воплотить, стал "Финист-ясный сокол". И он тоже фрагментарно снимался в Крыму – на любимой рабочей площадке большого советского сказочника.
© http://cinemafirst.ru/Роу писал: "нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки". До Роу сказки в кино были, но только в кукольном и мультипликационном вариантах.

1 из 14
Роу писал: "нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки". До Роу сказки в кино были, но только в кукольном и мультипликационном вариантах.
© http://cinemafirst.ru/
© http://cinemafirst.ru/Изотовленный для "Василисы Прекрасной" макет Змея Горыныча, который двигали изнутри двадцать человек, оказался настолько убедителен, что на съемках фильма от него шарахалась даже лошади.

2 из 14
Изотовленный для "Василисы Прекрасной" макет Змея Горыныча, который двигали изнутри двадцать человек, оказался настолько убедителен, что на съемках фильма от него шарахалась даже лошади.
© http://cinemafirst.ru/
© РИА Новости . РИА Новости / Перейти в фотобанкНа съемках фильма "Кощей" вес исхудавшего во время войны Георгия Милляра не дотягивал и до 50 килограммов, что позволило ему быть еще убедительнее.
Артист Григорий Милляр в роли Кащея и Галина Григорьева в роли Марьи Моревны.
Артист Григорий Милляр в роли Кащея и Галина Григорьева в роли Марьи Моревны.

3 из 14
На съемках фильма "Кощей" вес исхудавшего во время войны Георгия Милляра не дотягивал и до 50 килограммов, что позволило ему быть еще убедительнее.
Артист Григорий Милляр в роли Кащея и Галина Григорьева в роли Марьи Моревны.
Артист Григорий Милляр в роли Кащея и Галина Григорьева в роли Марьи Моревны.
© http://cinemafirst.ru/Газетное объявление о показе документального фильма "Крым" Александра Роу.

4 из 14
Газетное объявление о показе документального фильма "Крым" Александра Роу.
© http://cinemafirst.ru/
© http://cinemafirst.ru/Александр Роу на съемках документального фильма "Артек" около скал Адалары в Гурзуфе.

5 из 14
Александр Роу на съемках документального фильма "Артек" около скал Адалары в Гурзуфе.
© http://cinemafirst.ru/
© РИА Новости . РИА Новости / Перейти в фотобанкЛюбимый актер Роу Георгий Милляр наделял сказочных персонажей человеческими чертами.
Георгий Милляр в роли Квака в фильме-сказке по пьесе Евгения Шварца "Марья-искусница". 1959 год. Киностудия имени М. Горького.
Георгий Милляр в роли Квака в фильме-сказке по пьесе Евгения Шварца "Марья-искусница". 1959 год. Киностудия имени М. Горького.

6 из 14
Любимый актер Роу Георгий Милляр наделял сказочных персонажей человеческими чертами.
Георгий Милляр в роли Квака в фильме-сказке по пьесе Евгения Шварца "Марья-искусница". 1959 год. Киностудия имени М. Горького.
Георгий Милляр в роли Квака в фильме-сказке по пьесе Евгения Шварца "Марья-искусница". 1959 год. Киностудия имени М. Горького.
© http://skazk.in/Свою первую Бабу Ягу Георгий Милляр сыграл в 1929-м в театре. И придумал он ее по ялтинским впечатлениям: "В Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая…, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга?…".

7 из 14
Свою первую Бабу Ягу Георгий Милляр сыграл в 1929-м в театре. И придумал он ее по ялтинским впечатлениям: "В Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая…, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга?…".
© http://skazk.in/
© стоп-кадр фильма "Морозко"За роль Марфуши в фильме Роу "Морозко" посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика. А сама она во время съемок фильма плакала - такой страшной себя считала.

8 из 14
За роль Марфуши в фильме Роу "Морозко" посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика. А сама она во время съемок фильма плакала - такой страшной себя считала.
© стоп-кадр фильма "Морозко"
© РИА Новости . Енгалычев / Перейти в фотобанкРоу очень жалел, что так поздно встретил актера Михаила Пуговкина: "Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей!".
Сцена из фильма "Огонь, вода и… медные трубы". В первом ряду слева направо: Лидия Королева в роли Царицы, Михаил Пуговкин в роли Царя, Инга Будкевич в роли Царевны.
Сцена из фильма "Огонь, вода и… медные трубы". В первом ряду слева направо: Лидия Королева в роли Царицы, Михаил Пуговкин в роли Царя, Инга Будкевич в роли Царевны.

9 из 14
Роу очень жалел, что так поздно встретил актера Михаила Пуговкина: "Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей!".
Сцена из фильма "Огонь, вода и… медные трубы". В первом ряду слева направо: Лидия Королева в роли Царицы, Михаил Пуговкин в роли Царя, Инга Будкевич в роли Царевны.
Сцена из фильма "Огонь, вода и… медные трубы". В первом ряду слева направо: Лидия Королева в роли Царицы, Михаил Пуговкин в роли Царя, Инга Будкевич в роли Царевны.
© http://skazk.inИсполнительница главной роли в сказке "Варвара-краса, длинная коса" Татьяна Клюева после всего нескольких фильмов вышла замуж за одноклассника и живет в Севастополе.

10 из 14
Исполнительница главной роли в сказке "Варвара-краса, длинная коса" Татьяна Клюева после всего нескольких фильмов вышла замуж за одноклассника и живет в Севастополе.
© http://skazk.in
© РИА Новости . Енгалычев / Перейти в фотобанкНестандартная, оригинальная красота вдовы Александра Вертинского, запоминающаяся сразу, сделала ее звездой нескольких детских фильмов.
Лидия Вертинская в роли Анидаг в детском художественном фильме "Королевство кривых зеркал" (1963).
Лидия Вертинская в роли Анидаг в детском художественном фильме "Королевство кривых зеркал" (1963).

11 из 14
Нестандартная, оригинальная красота вдовы Александра Вертинского, запоминающаяся сразу, сделала ее звездой нескольких детских фильмов.
Лидия Вертинская в роли Анидаг в детском художественном фильме "Королевство кривых зеркал" (1963).
Лидия Вертинская в роли Анидаг в детском художественном фильме "Королевство кривых зеркал" (1963).
© Скриншот с художественного фильма "Варвара-краса, длинная коса" Пуговкину на съемках у Роу очень пригодились навыки верховой езды, полученные во время работы над кинолентой "Кубанские казаки". "Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: "Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат", – вспоминал актер.
Кадр из художественного фильма "Варвара-краса, длинная коса"
Кадр из художественного фильма "Варвара-краса, длинная коса"

12 из 14
Пуговкину на съемках у Роу очень пригодились навыки верховой езды, полученные во время работы над кинолентой "Кубанские казаки". "Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: "Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат", – вспоминал актер.
Кадр из художественного фильма "Варвара-краса, длинная коса"
Кадр из художественного фильма "Варвара-краса, длинная коса"
© Скриншот с художественного фильма "Варвара-краса, длинная коса"
© РИА Новости . Енгалычев / Перейти в фотобанкНа съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа.
Сцена из фильма "Огонь, вода и… медные трубы". Режиссер Александр Роу.
Сцена из фильма "Огонь, вода и… медные трубы". Режиссер Александр Роу.

13 из 14
На съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа.
Сцена из фильма "Огонь, вода и… медные трубы". Режиссер Александр Роу.
Сцена из фильма "Огонь, вода и… медные трубы". Режиссер Александр Роу.
© http://www.evpatori.ru/"По факту это история о том, как ребенок в этой сложной машине насилия видит ложь и изобличает ее", - кинокритик Антон Долин о фильме "Королевство кривых зеркал". Съемки фильма проходили в Ялте.

14 из 14
"По факту это история о том, как ребенок в этой сложной машине насилия видит ложь и изобличает ее", - кинокритик Антон Долин о фильме "Королевство кривых зеркал". Съемки фильма проходили в Ялте.
© http://www.evpatori.ru/