СИМФЕРОПОЛЬ, 11 сен – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. В молодости он не мечтал о власти, а светские рауты в окружении ученых и интеллектуалов привлекали его гораздо больше, чем общение с политиками и военными. Но так сложилась судьба, что талантливый офтальмолог, увлекающийся информатикой и иностранными языками, Башар Асад стал лидером ключевой для Ближнего Востока страны. Сегодня сирийскому лидеру исполняется 55 лет. 20 из них Асад руководит государством. На протяжении почти половины срока его правления Сирию раздирает гражданская война. Башару Асаду прочили судьбу Саддама Хусейна или Муаммара Каддафи. Но бывшего врача не могут свергнуть ни сирийская оппозиция, ни террористы "Исламского государства"*, ни США и их союзники. В чем феномен политического долголетия Асада, обусловлено ли оно лишь поддержкой России и Ирана?
Башар Асад заявил об общих интересах Сирии и Турции>>
Из офтальмолога – в "диктаторы"
Башар Асад родился 11 сентября 1965 года в Дамаске в семье бригадного генерала, командующего сирийскими ВВС и ПВО Хафеза Асада. В ноябре 1970-го Хафез, занимавший должность министра обороны Сирии, пришел к власти в результате военного переворота, а в марте 1971 года был избран президентом. Тихий интеллигентный Башар не рассматривался как будущий лидер страны. Да и сам не стремился к этому. Хафез Асад, у которого было четыре сына, видел своим преемником старшего сына Басиля – решительного и амбициозного. Но в 1994 году тот погиб в автокатастрофе…
Тяжело больной отец решил, что его преемником должен стать именно Башар. Младшие братья не подходили: ни Махер с его вспыльчивостью и неуравновешенностью, ни Маджид, замешанный в скандалах вокруг наркоторговли. И Башар был вынужден оставить Лондон, работу в офтальмологическом центре, блестящую врачебную карьеру и вернуться в Дамаск. Где началась его ускоренная подготовка в президенты.
Он стал курировать вопросы военно-технического сотрудничества, контакты с зарубежными делегациями, привлечение инвестиций и модернизацию. В 2000 году после смерти отца Башар стал президентом Сирии. Запад видел в нем либерального лидера, способного стать надежным союзником (прежде всего США) на Ближнем Востоке. Но довольно скоро наступило разочарование. Асад, как и многие другие ближневосточные лидеры, были сторонниками объединения всех арабов. И взял курс на укрепление отношений с Ираном.
Состоится ли четырехсторонний саммит по Сирии>>
Это не могло понравиться Вашингтону, американцы обвинили Сирию в спонсировании радикальных группировок "Хезболла", ХАМАС и "Исламский джихад"*, объявили Асада диктатором, а против страны ввели санкции. В это же время Асад начинает налаживать экономическое и военное сотрудничество с Россией – по примеру отца, при котором советские специалисты присутствовали буквально во всех управленческих звеньях вооруженных сил страны.
Арабская катастрофа
В январе-феврале 2011 года во многих странах Северной Африки и Ближнего Востока произошли масштабные волнения, в результате которых были вынуждены уйти в отставку, в частности, президенты Туниса Зин аль-Абидин бен Али и Египта Хосни Мубарак. В Ливии конфликт между повстанцами и силами, лояльными Муаммару Каддафи, привел к военному вмешательству ООН. Впоследствии Каддафи был жестоко убит оппозиционерами.
Готовились воевать в Сирии: в Крыму задержали исламских радикалов>>
"Арабская весна" докатилась и до Сирии. Асад провел ряд либеральных реформ, сменил правительство, но протесты продолжились. Многие эксперты считают, что целью протестов была не демократизация страны, а свержение Асада. Убийство полицией четырех демонстрантов в городе Дераа в марте 2011 года стало катализатором масштабных столкновений, которые переросли в гражданскую войну. Она продолжается по сей день. Ее жертвами стали около полумиллиона человек. Порядка 12 миллионов сирийцев стали беженцами. Многие населенные пункты превратились в руины, сильно пострадал нефтяной сектор, составлявший прежде основу экономики Сирии, разрушена энергетическая и другая инфраструктура. На волне сирийского конфликта произошло становление "Исламского государства"* – одной из самых многочисленных и кровожадных террористических организаций в современной истории.
Поддержка Ирана и ливанской "Хезболлы" помогла Асаду сохранить власть и уравновесить силы, а операция российских войск позволила изменить баланс в регионе. В настоящее время под контролем Асада находятся порядка 60% территории Сирии: южные провинции, Дамаск, Латакия и Тартус на побережье Средиземного моря, Хомс и Хама в центральной части, Алеппо на севере и Дайр-эз-Заур на востоке. Неподконтрольны территории на севере, северо-западе и востоке, особенно в Идлибе, который отчасти удерживают экстремистские организации, так или иначе связанные с ИГ*. Кроме того, ряд регионов контролируют Турция и сирийские курды.
Сквер в Севастополе назовут в честь погибшего в Сирии майора>>
Асадовский "пояс поддержки"
Выживаемость режима Башара Асада определяется исключительно участием в сирийском конфликте России, убежден доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло:
"На момент начала операции российских войск воинство Асада, от которого уже мало что осталось, отступало и на последнем издыхании удерживало последние рубежи. Если бы не Россия, террористы наверняка покончили бы с ним. При этом Асад сам по себе – очень интересная личность. И это определяет его популярность как политика. Как алавит, получивший соответствующее образование, Башар очень хороший дипломат в части договариваться с разными конфессиям, течениями и этносами".
Все мужчины рода Асадов принадлежали к влиятельной в Сирии общине алавитов. При Хафезе Асаде они контролировали армию и спецслужбы. При сыне ситуация не сильно изменилась.
"Асад продолжает оставаться главой государства, но по большому счету он ничем не руководит. Политику определяет алавитская верхушка: высший генералитет, военные и руководители спецслужб – того же "Мухабарата" (служба военной разведки Сирии – ред.). В этом отношении Асад очень ограничен в принятии решений. Пока Башар нужен этой верхушке, он жив и здоров. При этом нужно понимать, что не вся алавитская община пользуется привилегиями. Внутри алавитов – восемь кланов, из них четыре образуют тот союз, который сейчас находится у власти", – отметил Манойло в комментарии РИА Новости Крым.
Старший преподаватель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Чупрыгин, напротив, не считает, что Асада свергли бы без помощи извне. По его мнению, у семьи Асадов и самого Башара сильная поддержка внутри Сирии как среди алавитов, так и среди суннитов и, что немаловажно, – христиан.
Американцы "нашли" в Сирии боевых дельфинов из Крыма>>
"Слухи о том, что Асада в стране никто не любит, и он якобы держится на "штыках" России и Ирана, сильно преувеличены, – сказал эксперт РИА Новости Крым. – Да, там есть элемент элит, которые проецируют свою поддержку на подконтрольное население и территории влияния, не все в порядке с лидерами племен, которых надо обхаживать, покупать и т.д. Но с точки зрения защиты от исламских экстремистов и группировок, которые поддерживаются внешними силами с целью свержения режима, поддержка Асада населением очень велика. Арабская улица не врет. Если вы проедете по городам так называемого "асадовского пояса", вы увидите артефакты, указывающие на то, что страна поддерживает своего президента".
Перспективы выживания
Пока правящий сирийский режим пользуется поддержкой России, Башару Асаду ничего не угрожает, полагает Андрей Манойло.
"Сейчас ни на Москву, ни на Асада по большому счету никто не давит. Но есть Турция со своей хорошо вооруженной "Сирийской национальной армией", а в Идлибе сидят порядка 20 тысяч хорошо подготовленных боевиков "Джебхат ан-Нусра"*. Если, например, осложнятся отношения с Турцией, она может двинуть свою "прокси"- армию. Пока этого нет, военная группировка России будет держать всех на расстоянии. Но она находится в изоляции, и любые изменения отношений с Турцией означают перерезание каналов снабжения. Если вдруг начнется какая-либо серьезная комбинация, то неизвестно, какая партия в итоге будет разыграна", – считает политолог.
Черноморские корабли отметили День ВМФ парадом у берегов Сирии - видео>>
По его мнению, не стоит полностью исключать и сценарий физического устранения Асада по примеру иранского генерала Касема Сулеймани, погибшего в результате авиаудара ВВС США в январе.
"Вряд ли западным спецслужбам будет сложно это сделать. Добраться можно абсолютно до кого угодно: ни бункер, ни траншея, ни подводная лодка здесь не помогут. Поэтому жизнь Асада, какая бы хорошая защита у него ни была, всегда подвержена риску. Ситуация может повернуться по-всякому", – считает Манойло.
Андрей Чупрыгин оценивает перспективы выживания режима Асада как довольно высокие. По словам эксперта, об этом свидетельствует как уход на задний план активно продвигаемого Западом императива "долой Асада!", так и безрезультатность антисирийских санкций.
Башар Асад и его жена попали в санкционные списки США>>
"Весь "цивилизованный мир" понял, что ни силой, ни шантажом, ни санкциями свергнуть Асада не удастся. Кроме того, после двух неудавшихся попыток третье заседание Конституционного комитета Сирии признано успешным. Найдена база для достижения консенсуса между властью и оппозицией, которая устала и не очень-то хочет выходить с оружием на поле боя. Изначально Асад был настроен решительно и не хотел договариваться. Но, видимо, что-то изменилось, возможно, не без участия России. И сегодня Дамаск готов к компромиссам", – отметил он.
Еще один важный фактор политической устойчивости режима Асада – изменение позиции главных финансистов Ближнего Востока: Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.
"Дамаск возобновил дипотношения с Абу-Даби, Эмираты заявили, что готовы финансировать реконструкцию. Раз Абу-Даби там, значит Саудовская Аравия тоже там. А что делает Абу-Даби и Эр-Рияд, то, в конце концов, начинает делать весь Ближний Восток, за исключением Турции и Катара. Но, думаю, Катар тоже скоро помирится с Сирией, и все придет норму, – убежден Чупрыгин. – Судя по всему, есть какие-то решения внутри Ближнего Востока о том, что пусть уже Сирия будет с Асадом, но нужно договариваться. При всем уважении к США, России и Ирану, последнее слово по поводу происходящего на Ближнем Востоке всегда будет за местными элитами".
*запрещенные в России организации