СИМФЕРОПОЛЬ, 28 апр – РИА Новости Крым. Алексей Гончаров, Валерий Волков. Жизнь потихоньку возвращается. Республиканские власти объявляют, что в мае начнут работу салоны красоты, химчистки, автосалоны, ателье, строительные и хозяйственные магазины, возможно, часть спортивных секций. Время делать первый анализ, насколько власти регионов оказались готовы к ситуации, которой никогда не было прежде.
Между Москвой и избирателем
Когда Владимир Путин 2 апреля заявил о расширении полномочий глав регионов по борьбе с вирусом, стало ясно: для субъектов настало непростое время. С одной стороны, есть Москва и репутация в глазах федерального центра, с другой – сам губернатор должен решить, какие меры в регионе уместны, оценить оперативную ситуацию и предвидеть ближайшее развитие событий. И с точки зрения болезни, и с точки зрения "цены вопроса" для жителей.
То есть Москва показала, что ей нужны эффективные, ответственные губернаторы, передав значительную часть управленческих решений обратно субъектам. Указами и поправками в КоАП были определены базовые рамки. При этом губернаторов предупредили о персональной ответственности, если ситуация выйдет из-под контроля.
"Если не будет что-то вовремя доделано, буду рассматривать это как преступную халатность. И со всеми вытекающими последствиями, не только административного характера", – сказал Путин в середине апреля на совещании по санэпидобстановке в стране.
Губернаторы оказались перед суровой задачей – доказать, что они достойны своего кресла и в глазах Москвы, и в глазах избирателей.
А ситуация непростая. С одной стороны, она не похожа на прежние форс-мажоры, меры нужно разрабатывать быстро и вводить "с нуля". С другой, это именно то время, когда знание специфики субъекта, его экономики и социальных страт делает губернатора ключевой фигурой, определяющей, как регион пройдет кризис и каким из него выйдет. Какую цену заплатят жители, бизнес, бюджеты.
От военных до магазинов
Тут крымские власти оказываются сильно в приоритете по сравнению с многими коллегами. Почему? Они не варяги, заброшенные недавно и еще не погруженные в специфику региона. Они знают людей, управленческие схемы, сильные и слабые стороны администрирования. Они могут предвидеть поведенческие реакции людей и чиновников всех уровней в разных ситуациях, потому что сами прошли многое: от военных с автоматами на улицах до блэкаута, от миллиардов по линии ФЦП до объяснений, почему сдача проектов сдвигается.
Снова остров: что происходит на Крымском мосту>>
Между тем, уже в первые дни стало очевидно, что в основном крымские власти с лагом в 5-10 дней следуют мерам, вводимым Москвой, без учета специфики региона.
23 марта мэр столицы Собянин обязал москвичей старше 65 лет и страдающих хроническими заболеваниями не выходить из дома, а магазины и аптеки посещать только при крайней необходимости. 1 апреля такие же ограничения вводит Крым.
26 марта мэр Москвы объявляет о временном прекращении работы общепитов, торговых центров, парикмахерских и всех предприятий, оказывающих услуги при личном обращении граждан. На следующий день такое же решение принимают власти республики.
1 апреля Мосгордума принимает закон о штрафах за нарушение самоизоляции, 10 апреля аналогичные поправки в местный КоАП вносит крымский парламент.
О заимствовании управленческих решений московских властей говорил сам глава Крыма.
"По примеру города Москвы МВД будет составлять протоколы об административных правонарушениях на пешеходов и автомобили за нарушение правил самоизоляции", – сказал Аксенов 10 апреля.
С одной стороны, позиция оправдана и логична. Еще в конце марта премьер Михаил Мишустин четко дал понять регионам, что в своих решениях по борьбе с пандемией им следует ориентироваться на опыт Москвы и области. С другой, знание специфики региона – это то, что крайне необходимо в новой непростой ситуации.
Какие штрафы и тюремные сроки грозят за нарушение режима самоизоляции>>
Похожи, но не очень
Между Крымом и Москвой общих черт немного. Объединяет их то, что оба региона являются привлекательными для разных приезжих. В Москву, как в и Крым, практически круглый год едут из всех уголков России и не только.
Крым и "понаехавшие": взаимодействие или противостояние?>>
На этом сходство заканчивается. Полуостров, в отличие от Москвы, не принимает международные авиарейсы, бывающих за границей крымчан намного меньше, чем москвичей. Население Москвы – 13 млн, доходит, по некоторым данным, до 20 млн с учетом приезжающих работников, легальных и нелегальных. В Симферополе – 340 тыс. жителей, до полумиллиона с учетом пригородов, в Большой Ялте – 140 тысяч. Плотность населения в Симферополе около 2,3 тыс. человек на кв. км, в Москве – почти 5 тысяч.
Прогулка по Гагаринскому парку Симферополя и даже по набережной Ялты не идет ни в какое сравнение с Тверским бульваром и парком Горького. Особенно сейчас, когда перекрыты турпотоки, которые в высокий сезон давали Крыму в месяц до 2 млн туристов.
Также иная специфика бизнеса в Крыму. На полуострове много малых и средних предприятий, обеспечивающих занятость. По официальным данным, здесь зарегистрировано более 86 тыс. малых и средних предприятий, в которых работают более 170 тыс. человек, или около 10% населения региона. Оно составляет около 2 млн человек.
Но эти данные не учитывают теневой сектор. По данным президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, в целом в секторе МСП Крыма работают шесть из каждых десяти трудоспособных жителей. Общее число трудоспособного населения в РК на начало 2019 года Крымстат оценивал в 901 тысячу человек.
В Москве до вспышки коронавируса в секторе МСП были заняты 2,5 млн. человек. Налоги и другие платежи составляли четверть доходов бюджета. Но условия ведения бизнеса в Крыму и Москве различны. Предприниматели Крыма из-за санкций ограничены в доступе к недорогим банковским кредитам, по-прежнему затруднена транспортная логистика, не решена до конца проблема перерегистрации коммерческой недвижимости и земельных участков. Сегодня эти сложности умножаются на полный или частичный простой из-за введенных ограничений. В аккаунт Аксенова в соцсетях ежедневно приходят десятки сообщений от крымчан, что их семьи остались без денег.
Многие в регионе живут на серой "оборотке". Об этом все знают, хотя предпочитают не педалировать – наследие Украины, помноженное на наши налоговые системы, которое будет тянуться еще годы. Покатал туриста, продал саженцы, помыл витрину – получил деньги на жизнь. Другого дохода нет. Следовательно, нет денег.
Структура потребительского спроса в Крыму тоже не такая, как в Москве, хотя крымчане жалуются, что в магазинах у них московские цены. Нет, линейка цен в Крыму в целом совсем не московская. Потому что по многим сегментам в Москве 30 тысяч рублей – это вообще не зарплата, а в Крыму это хорошая, большая зарплата.
Именно поэтому в Крыму пора открывать мелкие предприятия торговли и сферы услуг. Что и произойдет, надеемся, уже в мае. Продавец цветов, стоящий на трассе Алушта-Ялта, не несет в себе большей угрозы, чем собачник, гуляющий с такими же собачниками по парку. Кафе на четыре столика не является большей угрозой, чем столовая при комбинате и уж тем более супермаркет.
Однако делать это нужно очень аккуратно, с просчетом рисков и последствий. Чтобы не пришлось потом закрывать все вновь в еще более жестком режиме.
А впоследствии – думать над тем, как убедить бизнес максимально выйти из тени. Чтобы сами люди имели легальное трудоустройство, бюджет получал налоги, а регион имел возможность строить планы и развиваться.
Без интернета и туристов
Тяжело тем, кто полностью завязан на туристов. Потому что открывать Крым сейчас нельзя. Причин множество: от скученности мест пребывания до состояния крымского здравоохранения.
Регионы, как показывает статистика, пришли к росту цифр заболеваний с отставанием от столиц. Поэтому быстрый и неконтролируемый рост числа больных грозит республике коллапсом медицинской системы. Для этого достаточно, чтобы ежедневный счет заболевших шел даже не на сотни, как в Москве, а на десятки.
"Если в день будет 30-40 зараженных, наша медицина не сможет справиться с ситуацией", – сказал Сергей Аксенов на одном из оперативных штабов.
По-хорошему, в ближайшие недели властям нужно сосредоточиться на том, чтобы в Крым не "проползали" люди с континента и не начались массовые сходки "шашлычников". Да, в средней полосе подчас тяжелее, состояние у людей обостренное. Но если они начнут заходить в Крым тысячами, ситуация реально может быстро выйти из-под контроля.
Да и сами крымчане уже не сдерживают себя в изоляции. По городам дисциплина более или менее соблюдается. Возможно, чтобы избежать общения с патрулями. А вот за пределами населенных пунктов – уже нет. Ни страх, ни дисциплина, ни уважение к ближнему не работают.
Потом эти же люди, если у них обнаружат заболевание, начнут предъявлять претензии властям, дескать, не уберегли вы нас, теперь обеспечьте качественное лечение. Как было недавно с крымскими туристами, которые радостно постили в соцсетях, как чудесно им отдыхается, а как прижало, требовали от властей срочно вывезти их на родину.
Эти недели изоляции - как раз об этом. Об ответственности самих граждан и способности властей выделить приоритеты, для каждого региона свои, и найти ресурсы – кадровые, технические, финансовые – на их решение.
К примеру, ситуация последних недель показала, что Крым не был готов к жизни онлайн. Невзирая на заверения министра образования, науки и молодежи РК Валентины Лаврик. И если отчасти это можно объяснить отсутствием на полуострове крупнейших мобильных операторов, то отсутствие нормальных сайтов с возможностью онлайн заказов, отсутствие даже простых методик онлайн-обучения мобильными операторами не объяснить. Просто у Крыма этого не было в приоритетах в последние годы.
Вирус жизни: нужно выжить, чтобы жить дальше>>
Если даже в технологически продвинутой Москве электронные пропуска вызвали в первые дни коллапс, очереди и падение серверов, то в Крыму некоторые меры ввести невозможно в принципе. Так произошло с пропусками пожилым людям для выхода на улицу. 10 апреля Собянин объявил о введении цифровых пропусков в Москве. Система заработала 15 апреля. В Крыму также решили ввести пропуска для пожилых.
"Гражданам в возрасте старше 65 лет в обязательном порядке необходимо обратиться в администрацию муниципального образования по месту регистрации для получения соответствующего пропуска. Сегодня порядок будет разработан, а завтра в течение дня будет доведен механизм до глав администраций, каким образом выдача пропусков будет осуществляться", – заявил 13 апреля председатель Совмина РК Юрий Гоцанюк.
Пенсионеры гуляют, отели работают: соблюдается ли самоизоляция в Крыму>>
Решение не было оформлено документально. Возможно, учли опыт Приморья и Саратовской области, где выдача пропусков вызвала огромные очереди. От пропусков там быстро отказались. Имеем желание, не имеем возможности
Другой пример – штрафы за нарушение самоизоляции. В Москве админпротоколы начали составлять с 8 апреля, в Крыму – с 15 апреля. Из 79 выявленных в республике случаев коронавируса 30 были завезены из-за границы и других регионов России, остальные стали следствием внутреннего заражения в результате контактов с заболевшими. Логично, если режим вводится, то особенно жестко он должен применяться в отношении именно возвращающихся и приехавших. А также потенциальных мест сборов "шашлычников".
Но это не позволяют делать людские и технические ресурсы. Поэтому жесткая изоляция вводится для всех. На деле – непонятно для кого, что и показал последний случай с московским чиновником, найденным в ялтинской квартире.
Получается, власти предупредили, люди сами же проигнорировали, а теперь вновь требуют действий от властей.
Так, жители полуострова просят закрыть пункты пропуска в Крым. Но таких полномочий у властей республики нет.
"Это федеральные полномочия. Но вы видите, что ни в одном субъекте России такие решение не приняты и не поддерживаются. Сегодня Москва только, но это город федерального значения. Пока что такой возможности, уважаемые крымчане, у нас нет – я имею в виду закрыть (Крым)", – пояснил Аксенов.
Действительно, Москва не пошла на закрытие границ между субъектами, прекрасно понимая, чем это чревато для страны.
Однако дело не только в полномочиях, но и в контроле.
Виртуальное обучение столкнулось с реальными трудностями>>
"Не отрицая трудностей, с которыми сталкивается крымская власть, тем не менее, достаточные меры по противодействию распространению заболевания, с точки зрения жителей республики, не предпринимаются, - полагает руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселева. – Прежде всего, это касается мер, которые могли бы быть приняты по отношению к гражданам, прибывающим на территорию полуострова. Причем неважно, имеющим местную регистрацию или нет. К таким гражданам, прибывающим в Крым во время объявленной самоизоляции, следовало бы применять режим обязательной изоляции и жесткого контроля за его соблюдением. Но форматы такого режима не были выработаны и, следовательно, не выработан и необходимый контроль за соблюдением. Отсюда и рост числа заболевших, и растущее социальное недовольство крымчан".
Каждый день в Крым самолетами прилетает порядка 500 человек, а число машин, ежесуточно прибывающих на полуостров через Крымский мост, приближается к двум тысячам. "У нас нет такого количества сотрудников полиции, чтобы всех контролировать", – признал глава РК. Здесь спасибо членам кабинета за честность. Однако менеджмент в том и состоит, чтобы направить ресурсы именно на наиболее проблемные участки. Туда, где потенциальные угрозы наиболее высоки. И еще – открыто это обсуждать.
Изоляция с дефицитом кадров
Обсуждение вопросов в Крыму – отдельный жанр. Публичные выступления многих чиновников построены по принципу "либо хорошо, либо ничего". Однако команды, штабы для того и собираются, чтобы обсудить проблемы, пути их решения и напомнить, что как люди ждут поддержки от власти, так и власть надеется на помощь граждан.
Лишь в последние полторы недели тональность заседаний меняется. Члены штаба пытаются говорить о проблемах, о слабых сторонах администрирования, например, о продолжении приема отдыхающих санаториями и гостиницами Крыма после введения запрета. Что, на самом деле, абсолютно нормально.
Но здесь вскрывается еще одна проблема – эффективность команд. Управленческих ресурсов Крыму не хватает, об этом говорил и сам глава республики, признаваясь, что у него не стоит очередь из претендентов на каждое кресло. Будучи два десятилетия на периферии Украины, Крыму негде и, самое печальное, незачем было учиться, анализировать и перенимать лучшие практики.
Кадровые перестановки во властных структурах Крыма и Севастополя>>
Когда пришла Россия, многое списывалось на "переходный период", многое стало заботой "федералов". Кроме того, в Крыму рассказывают, как в последние полтора года обратно "на материк" уехали специалисты из разных сфер, приехавшие в 2014-2016 годах. Регион не принял чужаков и просто выдавил их из системы. Лишь к концу прошлого года – в ходе подготовки нескольких мероприятий для президента, а затем в связи со сменой федерального правительства – к административной эффективности субъекта начали возникать вопросы. Но тут случился вирус.
Нынешняя ситуация – как раз проверка местных команд, их эффективного взаимодействия как с центром, так и с жителями регионов.
Близкие к властным структурам источники говорят: пандемия обострила проблему нехватки профессиональных кадров, готовых брать на себя ответственность, оперативно решать проблемы и добиваться четкого выполнения задач на низших уровнях. Нынешний вызов требует активности и инициатив именно местных властей, а подчас и самих граждан. У федерального центра универсального рецепта нет.
Его, действительно, нет. Мы живем в мире вероятностей, когда идея может сработать, а может провалиться. Но сама идея должна быть. Инициативы власти, призывы к жителям самоорганизоваться и помогать, авторитетные фигуры, уважаемые обществом, понятные, четко разъясненные и исполняемые планы - вот что сегодня нужно всем.
"Сергей Аксенов не раз отмечал, что у него слишком узкая кадровая скамейка запасных, - говорит Наталья Киселева. – Но в данном случае, очевидно, не только "скамейки" виноваты, если рейтинг местной власти из года в год снижается".
Турсезон-2020: кто выживет после карантина?>>
Региональные власти, и не только в Крыму, опасаются разочаровать как федеральный центр, так и своих избирателей. Пока не совсем понятно, в каком состоянии будет коммуникация между местными элитами и населением по окончании пандемии. Будет ли это консолидация и укрепление авторитета власти на фоне победы над вирусом и возвращения к нормальной жизни или, наоборот, разочарование и отторжение, вызванное непопулярными решениями и их тяжелыми экономическими последствиями. От второго варианта крымская власть не застрахована. Но зависит от того, как она распорядится имеющимся временем.