СИМФЕРОПОЛЬ, 28 фев – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. С 1 марта в России вступает в силу ГОСТ для классических автомобилей. Корреспондент РИА Новости Крым выяснял, как работает это нововведение, зачем его придумали, как будут реализовывать и каково отношение автовладельцев к законодательной инициативе.
Коротко о главном
Генри Форд говорил, что "лучшая машина – новая машина". В современном мире, как ни странно, найдутся тысячи людей, которые не согласятся с одним из родоначальников автомобилестроения. Речь идет о любителях классических машин.
С 1 марта они смогут доказать исключительность своих авто, получив на них специальный сертификат, утвержденный Росстандартом.
При этом Паньковский подчеркнул, что в законе речь идет только о машинах старше 30 лет.
ГОСТ содержит критерии определения "классический автомобиль". Среди них - состояние и оригинальность деталей кузова, трансмиссии, ходовой, интерьера и экстерьера. Система работает таким образом: эксперт осматривает автомобиль, начисляя штрафные балы за "отклонения".
"Если автомобиль набирает более 100 штрафных баллов, то он не может быть признан классическим. Владелец, естественно, может устранить эти замечания, после чего попробовать пройти осмотр еще раз. Если же автомобиль набрал меньше 100 баллов, то владелец авто получает паспорт классического транспортного средства, который, к сожалению, сейчас не дает никаких преимуществ", - поясняет Андрей Паньковский.
И, казалось бы, тогда зачем столько мучений?
По словам эксперта, в настоящее время идет работа над пакетом документов, которые этот целый ряд преимуществ все же дадут владельцам классических "паспортизированных" авто. В частности, такие машины не надо будет страховать на весь год, а можно будет сделать это только на один или несколько дней - то есть на те сроки, когда хозяин решил вывести своего "классического железного коня" из гаража. Кроме того, к классическим авто не будут выдвигаться технические требования 2020 года.
Касаются изменения и налогообложения. В России налог на авто рассчитывается по объему двигателя и "лошадкам", в нем заключенным. Учитывая, что большинство ретроавтомобилей имеют достаточно мощные двигатели, то и налог на них большой.
Например, штатный двигатель Buick GSX 1970 имеет объем 7,4 литра и мощность в 360 лошадиных сил, а это значит, что ежегодно владелец такого авто опустошает свой карман на 54 000 рублей. Однако эти машины в подавляющем большинстве случаев ежедневно на дороги не выезжают, соответственно владельцы, по версии эксперта, не должны платить столь крупный транспортный налог.
Еще один "барьер", который удастся взять владельцам паспортизированных классических авто – это то, что они смогут въезжать в районы городов, закрытые для транспорта низкого экологического класса.
"По экологическому классу мы не всегда имеем возможность въехать на территорию центра того или иного города. Мы считаем, что наши машины являются украшением города, и ограничения на въезд в центр городов неэкологичных машин нас не должны касаться", - подчеркивает Андрей Паньковский.
Эксперт поясняет: процедура экспертизы "на каноны классики" будет не бесплатной, однако ее стоимость вряд ли превысит планку в 20 тысяч рублей.
Кто в ответе?
В ГИБДД Республики Крым нововведение оценивают положительно и сразу говорят: такие автомобили будут относиться к определенному классу, поэтому и стандартизация пройдет в особом порядке.
"У нас есть порядок допуска к эксплуатации так называемых единичных транспортных средств. Автомобили, возвращенные к заводским параметрам, относятся к "единичным транспортным средствам". Для этого у нас будут в наличии документы завода-изготовителя, который отслеживал хронологию изменений той или иной модели. Заключения к допуску, если в конструкцию автомобиля вносились изменения, дает испытательная лаборатория. А значит, весь перечень ответственности лежит на экспертах лабораторий", - рассказал РИА Новости Крым начальник отделения технического надзора УГИБДД МВД по РК, подполковник полиции Игорь Головко.
Сами хотели
Сами владельцы ретроавтомобилей к данной инициативе отнеслись кто с осторожностью, а кто и с одобрением, ведь изначально инициатива исходит не от государственных мужей, а от автовладельцев. Об этом РИА Новости Крым рассказал лидер движения любителей ретро-каров Mad Bucket`s Давид Кавтарадзе. Однако один из минусов, который может возникнуть по мере реализации этой инициативы, по мнению Давида, - это сложность в поиске "узких" специалистов.
"Человек должен прийти и рассказать, что он, например, понимает во втором поколении Dodge Charger. Автомобиль выпускался три года, с такими-то двигателями, а опции были такие-то. И нужен специалист именно по этой марке. Другой метод – решение будет выноситься коллегиально, несколькими специалистами после изучения официальных заводских каталогов. Да, это будет занимать достаточно много времени, но сами придумали - сами будем мучиться", - говорит Давид.
По мнению эксперта, введение ГОСТа приведет к подорожанию автомобилей, которые признаны классическими и получили соответствующие сертификаты.
"У нас рынок классических автомобилей довольно своеобразный. Зачастую, американский классический автомобиль у нас дешевле, чем в самой Америке. Причина в том, что люди не осознают ценности таких машин", - подчеркивает Давид Кавтарадзе.
Безопасность или классика?
В свою очередь Максим Сенин, хранитель Музея автомобильного искусства в Ялте, к новой инициативе отнесся довольно скептически.
Под крышей музея собраны классические американские и европейские автомобили вроде Chevrolet Corvette, Pontiac De Ville, VW Beetle и многие другие. По словам смотрителя, стандартизировать ретроавтомобили по техническим нормам того времени странно, поскольку некоторые автомобили не были оснащены даже ремнями безопасности, а жесткость кузова вызывала множество вопросов. Поэтому энтузиасты их дорабатывают именно в целях безопасности. Но такое вмешательство автоматически лишает машины возможности стать официально "классической".
По его мнению, есть вещи важнее "паспортизации".
"Упростите систему постановки на учет самодельных автомобилей, кастомкаров (существенно переделанные стоковые автомобили, - ред.) и хотродов. Вот чем надо заниматься. А эти ГОСТы - мертвому припарки. Даже инициатива со страховкой на один-два дня мне кажется провальной. Вряд ли страховые компании согласятся на такое, это ведь серьезные риски", - говорит Максим Сенин.
По словам смотрителя музея, ретрокары и без того сложно поставить на учет, а когда это уже произошло, то лишний раз морочить себе голову не хочется. Ведь комиссия скорее всего найдет изъяны, а это значит, придется тратить средства на оригинальные запчасти.
"Например, не соответствует у меня карбюратор, потому, что я поставил более надежный, но он не соответствует стандартам комиссии. Значит, мне надо отдать долларов 600-700 за тот карбюратор, который позволит пройти по ГОСТам", - поясняет Максим.
По его мнению, даже классические автомобили иногда нуждаются в доработке, пусть и небольшой.
"Давайте будем проходить техосмотр, как в Европе. Допустим, тормозная система: если она усилена, улучшена, то это плюс, а не минус. Или как в Америке. Там просто, снимают "шкурку" (кузов, - ред.) с нового Ford Mustang, "вешают" на него "шкурку" от классического Ford Mustang 60-х. Получается современный автомобиль, полностью со всеми системами безопасности, но в старом облике", - поясняет смотритель музея.
Нюансы сборки
Основатель крымского тюнинг-ателье Rotorroad Custom Алексей Пляшко за свою жизнь восстановил десятки ретрокаров и собрал большое количество кастомных автомобилей.
"Данное нововведение на моей работе никак не отразится, поскольку я так или иначе вношу изменения в конструкцию автомобиля, чтобы улучшить его технические характеристики. Но если ГОСТ приведет к тому, что будут снижены налоги или можно будет выписать однодневную страховку, – это плюс для владельцев, но не для меня", - говорит Алексей.
Правда, если машина с первого раза не прошла стандартизацию, то ее доведение до ГОСТа может стоить очень дорого, подчеркивает он.
"Если мы берем "Жигули" любого года, то восстановить ее проблем нет: запчасти унифицированы. С американскими машинами сложнее, там все зависит от модификаций или года. Но у них другое отношение к комплектующим: у нас на складе ревизию один раз провели и все, что там 40 лет провалялось, выкинули, а там запчасть может ждать своего покупателя десятилетиями", - рассказывает Алексей Пляшко.
По его словам, нет большой разницы в безопасности между отечественным или американским старым автопромом.
"Если брать вопросы безопасности, то все автомобили старше 30 лет не подпадают под современные критерии безопасности: что "Жигули", что Cadillac – не имеет значения. Если "Жигули" при сильном столкновении разорвет на куски, то Cadillac настолько жесткий, что все находящееся внутри от удара превратиться в "котлету", - поясняет Алексей Пляшко.
В целом специалист не уверен, что проверяющие смогут дать точное заключение о том, является ли автомобиль классическим.
"Например, в Cadillac установлен двигатель от Chevrolet. И зачастую на нем не будет маркировки производителя. Да, мотористы, которые этим занимаются, по расположению модулей на глаз определят, что за мотор перед ними. А проверяющий вряд ли увидит несоответствие", - говорит Алексей.
Любовь к ровеснице
Обладателем как раз такого агрегата является симферополец Иван Лисица. Со своей "шахой" он одного возраста – им по 38 лет, соответственно, он тоже может претендовать на статус владельца паспорта классического автомобиля. Но ключевое слово тут "претендовать": в реальности его авто вряд ли пройдет стандартизацию - автомобиль претерпел ряд изменений, и сейчас это "корч". Проще говоря, автомобиль, переделанный для соревнований. В случае Ивана - по дрифт-рейсингу.
"Машина в отличном состоянии, я за этим слежу. В этом году планировал "освежить" кузов и поставить новый салон. Я разбираюсь в том, что делаю, и могу уверенно сказать, что моя машина может ездить еще лет 40 без проблем. Я полтора года назад купил этот автомобиль у дедушки за 20 тысяч рублей и вложил в него еще 10 тысяч ", - рассказывает Иван о своей "ласточке".
"У нас таких энтузиастов много. Надо понимать, что оригинальные советские автомобили стоят дорого. Недавно продавали "тройку" с пробегом 15 километров за 1,2 миллиона рублей. Средняя же цена на рынке за полностью оригинальный советский автомобиль – 350-400 тысяч", - рассказывает Иван.
По его словам, есть секрет, как сделать действительно "оригинальный ВАЗ".
"Необходимо изначально искать автомобиль, который ремонтировался минимальное количество раз. Детали найти достаточно легко, и стоят они недорого, да и чинится все своими руками", - делится Иван.
Свою машину в классику он уже не переделает: как минимум нет желания. Тем не менее, у тех, кто все же хочется побороться за почетное звание обладателя классического авто, все впереди.
И да, на первых порах плюсов от доведения авто до ГОСТов будет ноль. Зато потом, как обещают законодатели, их станет намного больше.