СЕВАСТОПОЛЬ, 13 авг – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. В 30-х годах прошлого века на дороги США ворвались самодельные автомобили американской молодежи, жаждущей скорости, но не имеющей денег. В Штатах и сейчас такие машины не редкость — причем у владельцев большинства из них есть все необходимые документы на авто.
Начало начал
История самодельных автомобилей насчитывает чуть менее века. Прародителями массового "самопала" можно назвать американскую молодежь довоенного периода. Ее пустые карманы стали причиной массового появления самодельных машин на американских дорогах. Не имея возможности купить нормальную машину, "бриолинщики" (молодые американцы того периода щедро мазали голову бриолином) собирали авто из запчастей различных марок или меняли внешний вид угнанного авто до неузнаваемости. Тогда VIN-кодов не было, и доказать факт угона было невозможно.
Спад движения хот-родинга (от англ. hot rod – лихач) пришелся на середину 1960-х годов. Тогда известный автоконструктор Джон Делориан создал первый "маслкар" (мощный серийный автомобиль) – Pontiac GTO. Машина мало того что отлично выглядела и имела на вооружении двигатель V8 с 325 лошадями, так еще и стоила сравнительно недорого.
Со временем движение хот-родинга существенно изменилось. Концепция автомобильного апгрейда сохранилась, но авто стали более безопасными и надежными.
Новое в старое
На российские дороги общего пользования такие автомобили до этих пор выехать не могут: действующее законодательство запрещает незаводские доработки машин. Лидер движения любителей ретро-каров Mad Bucket`s Давид Кавтарадзе уверен: "дедушкины Жигули", которые часто встречаются на дороге, в разы опаснее самодельных хот-родов, в которые ставят современные агрегаты.
"Один из видов тюнинга – это установка современных деталей, таких как тормоза или двигатель, на классические автомобили. Это делается для того, чтобы машина была комфортна при использовании на дорогах общего пользования. Надо понимать, что на старых автомобилях, агрегаты которых остались еще с периода производства, гораздо опаснее ездить, чем на таких доработанных авто", — рассказывает Давид.
У активистов движения есть масса таких автомобилей, которым под старый капот поставили современный двигатель, а старые тормоза заменили на современные колодки.
Давид считает, что, не давая возможности узаконить такие машины, государство просто снимает с себя ответственность.
"Законодатель действует таким образом: если мы не узаконим это явление, то мы минимизируем шанс, что нам выставят претензии. Согласно законодательству, сейчас на дорогах должны остаться исключительно гражданские серийные машины, чтобы за безопасность водителей и пешеходов отвечали крупные автомобилестроители. А ведь в автомобилизме существует еще и культурный аспект, кроме потребительского. И он очень важен. Мы готовы сотрудничать с государством, чтобы обеспечить вопросы безопасности наших автомобилей в полной мере", — считает Кавтарадзе, подчеркивая, что движение любителей таких авто очень обширное и представлено не только в Москве, но и в Питере, Краснодаре, Ставрополье и, конечно же, в Крыму.
Местный опыт
В мастерских Крыма из-под "пера" автомехаников-энтузиастов вышли уже десятки автомобилей. Алексей Пляшко, сооснователь одного из автоателье, занимается созданием таких машин 12 лет.
До этого он работал в налоговой инспекции, но в определенный момент понял, что "занимается не тем", и сменил уютный кабинет на гараж. Тогда же взялся за свой первый проект.
"В 2007 году мы начали работу над нашим первым автомобилем, это был Shark. Он несколько раз переделывался, лет пять он стоял, потому, что иногда руки опускались. Но для меня дело чести – доводить все до конца. Для меня эти машины – творение, и бросить их умирать я не имею права", — рассказывает Алексей.
Будучи фанатом хот-родов, он ввязался в борьбу за узаконивание этих автомобилей.
При этом были единичные случаи, когда самоделка все же получала шанс на "нормальную жизнь".
"Я пытаюсь изучать опыт других людей, но те, кому удавалось поставить такие машины на учет, прошли семь кругов ада, потратили уйму денег и времени. Если бы была уверенность, что будет конечный результат, – я готов, но механизм целиком не разработан, единого пути нет. А сейчас, в принципе, что я делаю – я делаю для себя и музея. Я звонил даже в фирмы, которые занимаются оформлением переоборудованных автомобилей, но они, когда увидели проект, "умыли руки", — делится Алексей.
Сооснователь автоателье считает, что возможны определенные ограничения на выезд таких авто на дороги.
"Было бы неплохо, чтобы на наших машинах разрешали выезжать хотя бы раз в какой-то период времени. Раз в месяц, например. Если бы законодательно все было прописано, то мы с радостью все выполняли. Весь мой мозг и мои руки "заточены" под механику, и я готов выполнять технические условия, которые на меня возложит законодатель", — обещает автомеханик.
Есть только один путь
Сергей Радько, юрист Общественного движения автомобилистов "Свобода выбора", уверен, что такие машины имеют право не только на существование, но и на передвижение на общих основаниях.
"Если такие автомобили будут всесторонне проверены перед выездом на дороги общего пользования, то почему бы и нет? Эти машины делаются от души, плюс это ручная сборка, что дает нам повод говорить о том, что их качество сопоставимо с тем, что делается в особом порядке на некоторых автомобильных заводах. С точки зрения закона, чтобы легализовать такие машины, необходимо, чтобы они прошли сертификацию и только после этого получали одобрение ГИБДД", — поясняет юрист.
Сергей Радько считает, что необходимо продумать механизм сертификации таких автомобилей, порядок их легализации.
"Сам бы на такой ездил ", – говорит юрист.
"Сделать такую машину я не смогу, нет у меня таланта, но я помню в советское время подобные машины делались и на фоне унылого автопрома того периода они выглядели очень достойно. Поэтому это необходимо поощрять", — заключил Радько.
ГИБДД: практически без шансов
Как рассказал РИА Новости Крым начальник отделения технического надзора УГИБДД МВД по РК, подполковник полиции Игорь Головко, в отношении такие машин есть целый ряд запретов.
"Существует процедура внесения изменений в те или иные части конструкции. Кастомайзеры делают так называемый автомобиль-конструктор, являющийся продуктом интеллектуальной собственности – единичное транспортное средство. При производстве нельзя уничтожать идентификационные номера узлов и агрегатов транспортного средства, изменять максимальную массу или базу, если это не предусмотрено техническими характеристиками транспортного средства, менять части кузова и грузоподъемного оборудования", — рассказал Головко.
Есть и разрешенные опции.
"Во всех остальных направлениях, согласно требований техрегламента, люди могут вносить изменения в конструкцию транспортных средств: замена бамперов, дополнительный свет, расширители арок, установка лебедок и так далее. Это все не запрещено", — пояснил Головко.
На примере "ЗИЛа", сделанного севастопольскими кастомайзерами, начальник технадзора ГИБДД рассказывает, почему такую машину, скорее всего, не выпустят на дороги.
"Шасси у них сертифицировано, но с новой кабиной это ТС испытаний не проходило. Это абсолютно новая модель, которая заводом-изготовителем не была предусмотрена. Естественно, испытательная лаборатория, которая будет проводить оценку соответствия, может решить, возможно ли использование этого транспортного средства как единичного или как продукта интеллектуальной собственности. Сразу сказать "нет" — это голословно, все должно быть подкреплено соответствующими экспертизами, но, на мой взгляд, если транспортное средство не проходило оценку соответствия в рамках производителя, то вряд ли оно получит одобрение", — пояснил Головко.
"Мы используем диагностическое оборудование, имеющееся у нас в распоряжении, проверяем техническое состояние органов рулевого управления, тормозной системы и другие факторы, влияющие на безопасность дорожного движения. Если будет выявлена угроза, то транспортное средство будет отправлено на штрафплощадку. Если нарушений не найдено, то мы выдаем требование на прекращение противоправных действий (выезда на дороги общего пользования — ред.). Если человек не выполняет наши законные требования, то в отношение него будет составлен материал по статье 19.3 "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции". За это предусмотрено наказание в виде штрафа или административного ареста на 10 суток, с постановкой транспортного средства на штрафплощадку", — рассказал начальник технадзора ГИБДД.
Получается, сейчас узаконить такие автомобили возможности нет, хотя, например, в советское время "самоделок" хватало — ведь еще в 1965 году были утверждены "Технические требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам, изготовляемым в "индивидуальном порядке", правда с существенными ограничениями: двигатель не более 900 "кубиков" и максимальная скорость не более 75 километров в час.