Илья Крамник – специально для РИА Новости Крым.
На Украине рассказали, что будут делать с вернувшимися кораблями >>
Нет угрозы нашему ЧФ
Особенно если иметь в виду желание значительной части украинских политиков поддерживать военное противостояние с Россией.
Но к такому противостоянию украинский флот непригоден. И ни текущее состояние украинской экономики в целом, ни ее промышленности в частности не позволяет надеяться на то, что Украина сможет построить флот, который был бы способен представлять угрозы российскому Черноморскому флоту. Во всяком случае, в обозримом будущем и без серьезной внешней поддержки.
Полицейские, а не боевые задачи
Другой вопрос, насколько Украина сможет или насколько США ей помогут в этом – поддержание технического состояния переданных кораблей.
Отнюдь не факт, что они долго будут находиться в исправном состоянии, вполне возможно, они просто выработают ресурсы и станут у стенки из-за нехватки средств.
Предполагается, что в обозримом будущем Штаты могут передать Украине еще некоторое количество кораблей. Но так или иначе все единицы, которые предполагаются для передачи, объединены одним общим признаком: это все в основном полицейские, пограничные средства. Они могут контролировать прибрежные воды, береговую черту, как-то противодействовать браконьерам, контрабандистам.
Украина заявила о намерении получить дивизион американских катеров >>
Но решать боевые задачи, тем более вести боевые действия против современного флота, например против российского Черноморского флота, они не в состоянии. Это один аспект.
Усиление вообще и в частности
Усиление военно-морских сил и вообще военных сил Украины им выгодно, поскольку позволяет отвлекать на это противостояние значительную часть российских ресурсов. С другой стороны, делать вооруженные силы Украины настолько сильными, чтобы они представляли серьезную действительно угрозу именно для России – это очень дорого. И вряд ли такая задача вообще будет ставиться. Скорее, будет ставиться задача, называя вещи своими именами, поддержания штанов.
То есть обеспечение неких минимальных потребностей Украины, в том числе, в части военно-морских сил. Будет ли это усилением? Да, разумеется. Будет ли это представлять угрозу для российского ЧФ? Во всяком случае, до тех пор, пока мы не увидим передачи каких-то серьезных боевых систем, кораблей, оснащенных ракетным вооружением как минимум, об этом говорить нельзя.
Вблизи Одессы или Николаева
Возможны ли новые столкновения Украины и России на море в ближайшем будущем? Увы, возможны. Несмотря на сказанное выше, они возможны в основном в формате провокационных действий.
Будет ли новая попытка прохода под Керченским мостом? Совершенно необязательно. Это может быть какая-то попытка атаки или захвата тех или иных объектов в крымских водах в той части, где они граничат с территориальными водами Украины. Например, поблизости от Одессы и Николаева.
Не самая лучшая часть кадров
Еще вопрос, а есть ли сейчас у Украины военные моряки, в принципе способные вести какие-то боевые действия? Прямо скажем, у них большие проблемы с этим. Многие остались в Крыму, где была главная база флота, уехали в основном люди такой яркой националистической настроенности.
Говорить в этих условиях о реальной возможности вести бой нельзя. Осуществить какую-то провокацию? Да, возможно. Найти один-два-три исправных катера можно всегда, даже в том состоянии, в котором сейчас находятся ВМС Украины. А вот нужно это или не нужно, или все довольны текущей ситуацией, сказать довольно сложно. Полагаю, что есть лоббисты и на Украине, и в НАТО, которые не заинтересованы в установлении действительно прочного мира в регионе. И это повышает вероятность каких-то провокационных действий.
Россия и Европа страдают, а США почти все равно
Какая из этих двух сил окажется более влиятельной, сказать сложно. Но сейчас Украина – это все же не европейский, это американский "клиент". И здесь вопрос в том, сможет ли европейское влияние оказаться достаточно сильным, чтобы убедить украинских политиков, хотя бы тех из них, кто способен принимать соответствующее решение, не следовать настолько прямо в американском фарватере.
Чтобы хотя бы сберечь тот уровень экономики и европейской помощи, которая есть сейчас.
Есть подозрения: если Украина продолжит вести себя, как вела несколько лет до этого, отношение Евросоюза к Киеву может значительно ухудшиться. Нужно ли это Киеву? Вряд ли. Но это уже совсем другой вопрос…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции