СИМФЕРОПОЛЬ, 27 сен — РИА Новости Крым, Алина Волконская. Этот курортный сезон дал рекордный поток туристов с момента присоединения Крыма к России, однако отельеры отмечают, что сезон был "рваным", а отдыхающие не торопились расставаться с накоплениями. Почему предприниматели недовольны сезоном, а в глазах российских туристов Крым по-прежнему остается дорогим курортом с не очень качественным продуктом, разбирался корреспондент РИА Новости Крым.
Проблема №1. Экономят и не учат
Недоброжелательность персонала, работающего в индустрии туризма, некоторые отдыхающие называют, крымской "изюминкой". По мнению эксперта Людмилы Бабий, регион остро нуждается в квалифицированном обслуживающем персонале. Тем не менее, даже у владельцев мест размещения порой нет понимания проблемы, и они не готовы платить работникам достойные зарплаты.
"Некоторые в силу собственного жлобства экономят на зарплатах горничных, в результате чего получают негативные отзывы. Многие приходили в отрасль с настроем "в Крыму на туризме не зарабатывает только ленивый". Если собственник не хочет соответствовать мировым стандартам качества, что говорить про обслуживающий персонал", — сказала Бабий в эфире радио "Спутник в Крыму".
Эксперт убеждена, что из-за "мифической экономии" некоторых бизнесменов наносится ущерб туристическому имиджу региона. Например, до сих пор не каждый отель готов менять постельное белье и полотенца в номере каждые четыре дня, как это делают во всем мире.
Директор Романовского колледжа индустрии гостеприимства Марина Пальчук считает, что необходимо повышать престиж профессий в сфере обслуживания. "Нужно начинать со студентов и абитуриентов. Они должны понимать, что служат, а не прислуживаются", — говорит Пальчук в эфире радио "Спутник в Крыму", отмечая, что в этом году конкурс среди абитуриентов по специальности "гостиничное дело" был выше обычного.
И одновременно эксперты отмечают большой отток профессиональных кадров из туризма. Опять же потому, что работа не считается престижной.
"Еще 10-15 лет назад на профессию повара смотрели свысока. Посмотрите, как с помощью масс-медиа создалась мода на профессию: появились сериалы, конкурсы, проекты. Теперь шеф-повар получает зарплату на уровне топ-менеджера гостиницы. Дети в школах хотят стать поварами. Если появится информация, что другие специальности, связанные с туризмом тоже престижны, ситуация изменится", — убеждена Бабий.
По мнению крымского ресторатора и блогера Андрея Елисеева, республика уже ступила путь исправления, ей потребуется 5-10 лет, чтобы искоренить тотальное хамство.
Проблема №2. Закрывают и уезжают
Осенне-зимний период в Крыму традиционно называют мертвым сезоном, поэтому подавляющее большинство предпринимателей закрывают гостиницы, кафе и рестораны, отправляясь на полгода в теплые страны (нужно уточнить: видимо, в еще более теплые страны). Однако даже если отельеры решат никуда не ехать и остаться работать, это коренным образом не изменит ситуацию с отдыхающими.
"Отдых заключается не в том, чтобы приехать в другое место и жить в отеле, а в возможности развлечений: выбрать кафе, посетить событийные мероприятия, достопримечательности. В Крыму эта инфраструктура осенью закрывается", — высказалась руководитель представительства гостинично-туристской ассоциации в Республике Крым Валентина Марнопольская.
Проблема №3. Платите и идите в столовую
"Сезон был непонятным, "рваным", потому что качественный состав отдыхающих изменился. Вроде и людей было много, но они преимущественно выбирали дешевый сегмент жилья – были забиты кемпинги. Думаю, в большом выигрыше были дешевые столовые и магазины, а отели среднего и высокого уровня оказались в более тяжелом положении", — подвел итоги лета предприниматель Константин Мешков.
Если в Ялте сезон был успешным, то в Алуште заполняемость в отелях была не стопроцентная, отмечает бизнесмен. При этом стоимость отдыха в его местах размещения кардинально не изменилась: цены то понижались, когда отели пустовали, то снова повышались.
Проблема №4. Может, уже подход поменяем?
Для желающих оздоровиться крымские субтропики считаются более выигрышными, чем климат Сочи и Пятигорска. Но Крым проигрывает Краснодарскому краю по инфраструктуре, материальному и кадровому обеспечению здравниц, заявил в эфире радио "Спутник в Крыму" профессор кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания Медицинской академии Крымского федерального университета Юрий Бобрик.
"В Крым идут большие государственные инвестиции, однако, если дальше не будет развиваться инфраструктура и не будут уделять должного внимания региону, то мы не увидим тех результатов, каких хотелось бы", — заявил специалист.
Эксперты отмечают, что курорту и его жителям придется меняться, так как конкуренция "воспитает" регион. Для этого названные проблемы должны решаться в комплексе, иначе Республика потеряет своего туриста, а значит и прибыль.