Иван Данилов, РИА Новости
Cудя по информации, которую продвигают западные СМИ, и заявлениям администрации президента Зеленского, экономический путь развития Украины уже определен, как определены и ключевые месседжи сопроводительной пиар-кампании. Если раньше Украине пророчили перспективы "второй Франции", то на этот раз украинцам предлагается верить (а россиянам, соответственно, завидовать) будущему превращению Украины в нечто среднее между "восточноевропейским Лас-Вегасом" и "второй Польшей".
"Украина обращается к плану (реформ), который преобразовал бывшую коммунистическую Европу", — одобрительно пишет Bloomberg, обращаясь к богатой западной аудитории, которой пытаются представить именно образ "Украина — это вторая Польша". Для внутриукраинского медийного потребления, с учетом специфических вкусов местной аудитории, предлагается более сладкий, узнаваемый и примитивный образ "восточноевропейского Лас-Вегаса" или "восточноевропейского Монако". Интенции — понятны. Вероятно, даже кто-то поверит. Но если посмотреть на вещи с учетом грубой экономической реальности, то наиболее вероятный сценарий — это не "восточноевропейское Монако" и не "вторая Польша", а скорее "восточноевропейский Чьяпас", то есть самый бедный из штатов Мексики.
Украину можно лечить "шоковой терапией" сколько угодно, но никакого экономического чуда не случится. Ибо у Украины не будет как минимум двух ключевых ингредиентов экономического чуда по польской или венгерской модели:
— во-первых, не будет неограниченного доступа на рынки Евросоюза (наверное, опыта первой пятилетки евроассоциации хватило, чтобы все это поняли),
— а во-вторых — и в-главных, Украина не получит, например тех 164 миллиардов евро, которые с 2003 года от Евросоюза (по оценке Polish Economic Institute) получила Польша в качестве финансовой помощи. Впрочем, на Украине, видимо, до сих пор есть те, кто уверен в том, что лишь неправильный президент пять лет лично мешал Брюсселю разбрасывать деньги с вертолета над Киевом. Но с этими иллюзиями суровая реальность расправится в ближайшие месяцы.
Спойлер этого грустного сюжета заключается вот в чем: если вы посмотрите на успешные "игорные" регионы планеты, то невозможно не заметить важное совпадение — за редчайшими исключениями, все эти регионы являются "карманными" офшорами для очень-очень богатых стран. А казино, если формулировать очень вежливо, — придаток к остальному "офшорному сервису". Лас-Вегас — это штат Невада, крупнейший американский офшорный регион, в который железной рукой американского казначейства загоняются финансовые потоки со всего мира. Монако — это "офшор всея Европы", а особенно Франции. Макао — офшорная зона для китайских богачей. Сингапур, город-государство с цветущей игорной индустрией — это офшор, обслуживающий всю Юго-Восточную Азию, начиная от японских дзайбацу и заканчивая наркобаронами "Золотого треугольника".
Читая планы превращения Киева или Украины в целом в "восточноевропейское Монако и Лас-Вегас", так и хочется спросить: а чьи деньги там, собственно, будут отмываться и крутиться? Где то самое сверхбогатое государство, которое будет обслуживать эта игорная зона? Конечно, можно замахнуться на то, чтобы ворваться и захватить весь рынок ставок и азартных игр для польских сантехников, которые отдыхают после праведных трудовых вахт в британской глубинке, но на "восточноевропейское Монако" это не тянет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции