В четверг, 25 июля, Служба безопасности Украины заявила о задержании российского танкера "NEYMA", который в ноябре 2018 года блокировал украинские корабли в Керченском проливе. На судне прошел обыск, выемка документов и записей радиопереговоров, бортовых журналов. Данный инцидент с захватом украинскими силовиками российских кораблей – не первый за последние годы.
Сейнер "Норд"
Впоследствии Украина закрыла все административные дела в отношении девяти членов экипажа. Они смогли вернуться в Крым, в том числе семеро в результате обмена на украинских моряков, задержанных за браконьерство и нарушение границы РФ.
Арестованное судно "Норд" несколько раз пытались продать на Украине на электронных торгах, но они не состоялись. В результате власти отказались от продажи судна, решив передать его в управление "заинтересованным учреждениям из числа государственных морских академий или других морских учебных заведений Украины".
Танкер "Механик Погодин"
Капитан танкера Михаил Замятин сообщил, что у "Механика Погодина" было разрешение на вход в порт. Представители судна сообщили всю необходимую информацию, включая данные о номинальном собственнике, и украинские власти в случае возникновения вопросов имели возможность не пустить танкер в порт.
Украинский омбудсмен Людмила Денисова заявила, что у СБУ нет претензий к морякам. Какие-либо санкции к ним не применялись. При этом руководство министерства инфраструктуры Украины заявило о возможной конфискации и продаже российского танкера.
В сентябре 2018 года все члены экипажа, включая капитана, вернулись в Россию, их на танкере заменили другие моряки. В течение месяца блокировки танкера в порту они обороняли судно от провокаций неустановленных лиц, представлявшихся сотрудниками украинских спецслужб и госорганов. При этом моряки жили и работали в режиме жесткой экономии электроэнергии.
Владелец "Механика Погодина" – "Волжское пароходство" – неоднократно подавал жалобы в суды на блокировку судна в порту, но они были отклонены. По состоянию на апрель этого года ущерб "Волжского пароходства" от простаивания танкера составил 2,3 млн долларов.
Земснаряд "Trans Services Maritime"
Объектом захвата стал земснаряд компании "Trans Services Maritime". Как заявил генпрокурор Украины Юрий Луценко, это судно с припиской в порту Туапсе вело "незаконную добычу песка у крымского побережья в районе Каркинитского залива Черного моря". По версии генпрокурора, добываемый песок использовался для строительства Крымского моста.
Украинская сторона заявила, что арест судна произведен с целью "возмещения убытков", которые были нанесены при добыче песка и якобы достигают "сотен миллионов гривен".