Владислав Сергиенко, корреспондент РИА Новости Крым
Крымские пограничники контролируют все 2,5 тыс километров береговой линии и регулярно проводят рейды по выявлению маломерных судов, владельцы которых выходят в море без разрешения. Корреспонденты РИА Новости Крым вместе со "стражами границы" вышли в море, чтобы проверить хозяев плавсредства на наличие документов, а заодно провести учебную погоню.
"В июне было составлено более 50 протоколов. Основные нарекания – неправильное хранение плавсредтств и отсутствие документов, удостоверяющих личность владельцев. Согласно правил, за два часа до выхода в море владелец судна обязан подать уведомление в пограничное подразделение, в котором он должен сообщить о месте и времени выхода, количестве людей на борту и ориентировочное время возвращения", — рассказывает сотрудник Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым Василий Никифоров и направляется к выставленным на пляже лодкам и катерам.
"В местах организованного отдыха граждан, если плавсредство не заплывает далее чем на 500 метров от берега, можно паспорта с собой не брать", — поясняет пограничник.
Никифоров указал, что ответственность за суда не снимается с их владельцев и по возвращению на берег.
"После прибытия маломерное судно должно быть закреплено с помощь цепи или троса на специальном колышке или помещено в закрытое помещение. Это делается для того, чтобы никто не смог украсть его и, впоследствии, нарушить пограничный режим", — рассказывает Василий Никифоров.
Пограничник проверяет, как закреплены суда и показывает "образцовое" крепление: в лодку через техническое отверстие заведены металлические тросы, закрытые на замок.
Сбежать не получится
Катера рывками набирают скорость и берут курс на проносящейся мимо гидроцикл. Его водитель быстро понимает, что не просто так за ним "увязались" и сбавляет ход.
"Документы на плавсредство есть?" — спрашивает пограничники у парня на гидроцикле.
"Да, конечно, о выходе уведомлял, время возвращения где-то с шести вечера", — говорит молодой человек и протягивает бумаги в водонепроницаемом чехле.
"Хорошего дня", — говорит пограничники и катер, резко срываясь с места, берет курс в сторону желтой скоростной яхты.
"Документы на плавсредство, будьте добры, и паспорт", — обращается пограничник к мужчине, который отходит от штурвала.
Однако и тут все "чисто": документы в порядке, разрешение на выход в море было дано. Курс – на берег.
Руководитель дайвинг-центра, инструктор Сергей Соболев, приехавший в Крым из Иркутска, согласился рассказать, каким образом сейчас работают и контролируется дайвинг-центры. А пограничники тем временем проверяют документы предприятия.
"Разрешение на выход в море мы берем у пограничников. До этого каждый баллон и акваланг мы ставим на учет – у нас есть приписные карточки и учетные номера", — поясняет он.
Для безопасности место погружения "метят" спецсредствами.
"Дайверы во время погружения ставят на месте буйки. На большом удалении от берега с собой берется буй, который надувается на случай всплытия", — говорит Сергей.
"Но на самом деле чаще всего под винты попадают подводные охотники, ведь они погружаются без аквалангов. Подводная рыбалка с аквалангом считается браконьерством и за такое хобби пограничники могут привлечь к серьезной ответственности", — рассказывает Сергей.
Есть и другие ограничения для подводных охотников.
"Подводная охота запрещена в ночное время. Нельзя охотиться возле оборудованных пляжей, в том числе днем. А в светлое время суток можно поохотиться с использованием пневматического ружья или арбалета на резиновой тяге. Обязательно с собой необходимо иметь тот самый буй и нож", — рассказывает Сергей Соболев.
Проверка закончена, нарушителей не выявлено ни на воде, ни под водой. По словам пограничников, согласно статистике, в день задерживается как минимум один нарушитель.