СИМФЕРОПОЛЬ, 15 мая – РИА Новости Крым. Эксперты реконструировали развитие ситуации на борту SSJ 100 компании "Аэрофлот", выполнявшего рейс Москва-Мурманск 5 мая, который во время посадки загорелся, что привело к гибели 41 человека. Ни одна из возникших на лайнере нештатных ситуаций не была критической, к аварии и пожару в момент посадки самолета привели действия пилотов. Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на свои источники.
Однако, по мнению специалистов, на которое ссылается издание, ситуацию, возникшую на борту можно квалифицировать как нештатную, но не катастрофическую. Порядок действий экипажа в обоих режимах EEC и Direct Mode и даже при их сочетании расписан в методических рекомендациях для экипажей и руководстве по летной эксплуатации SSJ 100. В документах указано, что при подобном развитии событий не требуется немедленная посадка лайнера. Летчикам рекомендовано только поторопиться, хотя, по данным производителя, самолет с неработающими генераторами может находиться в воздухе "достаточное время", чтобы экипаж мог спокойно долететь до ближайшего аэродрома, приземлиться там, а в случае необходимости и уйти на второй круг для повторного захода.
Режим прямого управления самолетом, по утверждению специалистов, и вовсе считается почти штатным: летчики могут продолжать в нем полет или совершать посадку, соблюдая лишь некоторые ограничения. Производитель рекомендует им только исключить резкие маневры, не разгонять машину более 520 км/ч и отключить автомат тяги.
Пилотам SSJ 100 Денису Евдокимову и Максиму Кузнецову, как следует из данных параметрического самописца самолета, удалось, хотя и со второй попытки, выполнить заход на посадку с соблюдением всех нормативных требований. Однако, возможно, из-за ручного управления самолетам летчики перелетели расчетную точку приземления в начале взлетно-посадочной полосы, машина не коснулась ВПП и на ее середине, и экипаж, как полагают специалисты, начал энергично "прижимать" к ней SSJ 100. Перед самым приземлением летчики, как показал параметрический самописец, резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолета – буквально спикировали к земле, пишет издание.
По данным издания, следствию не составит большого труда установить, кто именно из летчиков совершил опасные действия перед приземлением – управление лайнером осуществляется не через традиционные штурвалы, а с помощью рукояток-джойстиков, которыми пилоты передают команды в бортовой компьютер.