Мария Орлова, корреспондент РИА Новости Крым
С принятием закона, запрещающего размещение хостелов в жилых помещениях, в Крыму многие из них будут вынуждены или закрыться, или переехать. Хостельеры рассказали РИА Новости Крым о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться в ежедневной борьбе за туриста.
Двери закрываются
"У нас этот сегмент рынка развивается, может быть, не так активно, как хотелось бы. Такого скачка, как в Питере, где хостел за хостелом открывается, потому что в этом есть сумасшедшая потребность, у нас нет", — признает Пархоменко.
Чиновники, отвечающие за развитие туризма в Крыму, опасаются, что принятие нового закона, запрещающего размещение хостелов в жилых помещениях, негативно отразится на владельцах легального бизнеса, которых в этом сегменте до сих пор меньшинство. Как отмечал в комментарии РИА Новости Крым глава комитета по туризму Госсовета РК Алексей Черняк, в Крыму от 60 до 80 процентов хостелов находятся в "тени" — на них действие запретительных мер не повлияет, в то время как официально работающий бизнес будет вынужден искать варианты решения проблемы.
По ее словам, бросать свой бизнес ей не хочется. Бывший директор компании, работающей на фондовом рынке, Наталья Богуш сегодня с удовольствием рассказывает, что хостел приносит ей богатую палитру впечатлений.
"Два года назад к нам приезжали французы: они сходили на Фиолент, нарвали мидий, и мы чудесно поговорили с ними о Франции, о культуре – они англоговорящие. В прошлом году к нам приезжал японец. Гости хостелов – это люди открытые и готовые к общению, это обмен культур, и это здорово!" — говорит Наталья Богуш.
И себе, и людям
"Наши хостелы берут на себя очень большую социальную нагрузку. Есть яркие примеры, когда владельцы из разрушенного подъезда делают такую парадную, что там ногой наступать жалко – цветник настоящий. Иногда жильцы этих многоквартирных домов готовы едва ли не ноги целовать хостельерам, потому что они делают для дома то, что не делает ЖЭК или управляющая компания. Хотя и ворчуны — бабушки, которым цветочки не так посадили, скамейки не так покрасили – будут всегда", — отмечает Пархоменко.
Хозяйка севастопольского хостела рассказала, что с соседями многоквартирного дома, в котором расположена ее мини-гостиница, она дружит.
"Мы понимаем, что наши гости приносят с собой дополнительный мусор, поэтому мы убираем подъезд и придомовую территорию каждый день, следим за порядком и тишиной – у нас после 23 часов тихий час, никто не шумит. Кроме того, мы придерживаемся европейского понимания хостела: это экономичное жилья для гостей, мы не селим строителей, гастарбайтеров, у нас не общежитие, а именно "хостел-хостел" — для туристов", — поясняет Богуш.
Среднемесячный финансовый оборот ее заведения на 16 койко-мест – около 200 – 250 тысяч рублей, расходы составляют примерно 80 тысяч в месяц. При этом хостел востребован в период с мая по октябрь, а ноябрь и февраль – пустует. Поэтому, по словам Натальи Богуш, в Севастополе много хостелов открываются и закрываются. При этом из 18 заведений подобного формата расположены в многоквартирных домах и оказались перед тем же выбором, что и она – закрывать бизнес или менять его дислокацию.
Черные дыры гостеприимства
Как отметила Наталья Пархоменко, в Симферополе хостелам хорошо – они размещают командировочных и группы рабочих, популярен хостел в Ялте, рассчитанный на 400 мест, хотя из-за таких объемов гостеприимства его даже нельзя отнести к малым средствам размещения.
"У нас три города в Крыму, которые могут работать круглогодично – это Симферополь, Севастополь и Ялта. У Судака перспектив вообще никаких. О каком расширении рамок сезона идет речь, когда в курортном городе зимой не работает ни один туалет, а для человека проблема сходить куда-то покушать? Когда в 18 часов темно и ни одного фонаря не горит" – рассуждает хозяйка хостела в Судаке Наталья Кириченко.
По ее словам, она была одной из первых, кто открыл в Судаке хостел, и начал активно продвигать свои услуги на различных интернет-площадках. В 2013 году, по ее словам, над ней посмеивались все соседи на улице, которые зарабатывали на сдаче своего жилья в наем.
"Я помню время, когда слово "ночлег" вызывало у всех дрожь. "А можно у вас переночевать?" — "Пере-но-че-вать?! Это что, я буду за вами потом убирать?! Что, буду стирать постель каждый день?" Нет уж, считают у нас: приехали — так на три-пять дней, а лучше – неделя, как минимум. Сейчас туристы, когда с таким отношением сталкиваются, молчат в ответ – не сразу соображают, что они сейчас вообще услышали", — говорит Кириченко.
Между тем, с запуском движения автомобилей по Крымскому мосту отельеры фиксируют не только кратно возросший поток туристов, но и его отличительные черты: большая часть гостей полуострова выбирает как раз формат быстрого знакомства с основными достопримечательностями регионов Крыма — туристы останавливаются в одном месте на день-два и отправляются дальше. Именно такая категория людей — мобильных, легких на подъем – и является потенциальными клиентами хостелов.
Помоги себе сам
"Частный сектор, может быть, тоже сдерживающий фактор. Туристы едут по трассе, "споткнулись" об бабушку с табличкой "Сдам жилье", и зашли. Я бы, поехав в другой регион, с жильем у бабушек не рисковала, потому что там бывает полная антисанитария. Лучше уж я выберу хостел за ту же сумму, но там ежедневно убирают, стирают белье, меняют туалеты, ставят новые душевые кабины", — рассуждает Наталья Пархоменко.
По словам крымских хостельеров, работающих в регионах полуострова более пяти лет, для них серьезным ограничением развития бизнеса стали, в том числе, последствия санкционного режима. Резко снизился поток иностранных туристов с рюкзаками, которые как раз предпочитали компанейское размещение, и, кроме того, прекратилось сотрудничество с зарубежными интернет-платформами по аренде жилья.
Сегодня они надеются, что поток бюджетных отдыхающих увеличится за счет открытия железнодорожного сообщения с Россией.