Владислав Сергиенко, корреспондент РИА Новости Крым
Джанкой после воссоединения Крыма с Россией столкнулся с рядом сложностей, в том числе с напряжением из-за приграничной близости с пережившей госпереворот Украиной и снижением потребности в железнодорожном сообщении. Однако регион не унывает: в планах властей принять первые поезда, которые в конце года пойдут по Крымскому мосту, и реализовать ряд инвестпроектов.
Как жил приграничный Джанкой в тяжелые дни 2014 года, с какими проблемами сталкивается сегодня и какие планы строит по своему развитию – корреспонденту РИА Новости Крым рассказал глава местной администрации Эдуард Селиванов в рамках проекта "Прогулка с мэром".
Выход есть всегда
"Я считаю мнение, что мы стали "тупиковым" регионом, ошибочным. Уже уложен последний стык железнодорожной части Крымского моста и другой альтернативы движения для железнодорожного транспорта, кроме как через Джанкой, нет (попасть в Симферополь на поезде можно только через Джанкой – ред.). В свое время через наш город проходило 74 пар пассажирских поездов в сутки. Джанкой был перекрестком железнодорожных, автомобильных и частично воздушных путей. У нас очень удобное транспортное расположение города и мы видим его развитие в этих рамках", — отметил Эдуард Селиванов.
По его словам, местные власти рассчитывают, что после запуска поездов по Крымскому мосту удастся реализовать крупный транспортный инвестпроект.
"Как только возобновится железнодорожное сообщение, мы на одной из площадок предлагаем инвестпроект по созданию транспортного хаба. Он вошел в стратегию развития города до 2030 года, которую мы презентовали главе Республики Крым Сергею Аксенову. Наша видение такое: железнодорожный транспорт доставляет сюда грузы, здесь происходит сортировка на одной из самых крупных на юге России сортировочных станций, далее автомобильным транспортом грузы можно доставлять во все точки Крыма", — поясняет концепцию проекта глава администрации.
Безопасность приграничного города
"Угроза из Украины была действительно серьезной. Если бы мы не вернулись в Россию, не было бы у нас ничего хорошего. Руководство Крыма тогда смогло объединить людей и защитить Крым. Да, тогда в Джанкое было тревожно, и мы понимали, что стоим на переднем крае, мы тогда стали первыми на защиту границы с Украиной. Была информация, что к нам приехали люди, которые собираются свалить памятник (Ленину – ред.) и народ организовал его охрану. Кроме того, джанкойцы вместе с "Беркутом" организовали блокпосты на Чонгаре, обеспечивали охранников границы всем необходимым", — делится воспоминаниями мэр.
"Мы можем спросить у любого прохожего, чувствует ли он себя в безопасности, живя рядом с Украиной? Я уверен в том, что каждый из джанкойцев уверен в безопасности своего города и Крыма. Никаких проблем с безопасностью мы не чувствуем. Когда здесь разместили воинские части в 2014 году, мы восприняли это как благо. К тому же в последнее время Джанкой начал развиваться, застраиваться, а население выросло до 38 тысяч человек", — говорит он.
Кроме того, добавляет глава администрации, уверенности в безопасности способствует и размещение в Джанкое в ноябре прошлого года дивизиона зенитно-ракетных комплексов С-400 "Триумф".
"Впечатляет само вооружение: оно поражает своими возможностями и внешним видом. Мы чувствуем, что нас закрывает надежный щит", — заявляет мэр.
Врачи и маршруточники
"Повышение цен всегда воспринимается отрицательно и, наверное, это правильно. В Джанкое зарплаты небольшое, и любое повышение морально и финансово воздействует отрицательно. Но надо понимать, что услуги (по пассажирским перевозкам – ред.) оказывает частное предприятие, которое закупает бензин, платит зарплату и налоги. Тем более, что за три года моей работы это первое повышение тарифов на проезд. Мы объясняли это людям", — отмечает он.
При этом глава администрации признает, что городской перевозчик оставляет желать лучшего: жалоб на работу общественного транспорта и водителей маршруток поступает властям много.
"К перевозчику много претензий со стороны граждан и многие из них оправданы. Речь идет о состоянии автобусов, хамстве водителей. Мы активно боремся с подобными явлениями, например, уже несколько водителей за хамство пострадали и материально, и морально (объявлены дисциплинарные взыскания). Но, честно говоря, решенных вопросов меньше, чем тех проблем, которые у нас есть", — сетует Эдуард Селиванов.
В то же время вспоминаем недавний скандал с врачами больницы, которые устроили банкет на рабочем месте. Такой праздник в стенах лечебного учреждения вызвал неоднозначную реакцию среди пользователей соцсетей и чуть не вылился в увольнение нескольких медиков. Произошедшее Эдуард Селиванов назвал "неоднозначной ситуацией".
Инженерные сети заменить, молодежь вернуть
"Отопительный сезон мы пережили хорошо, потому что к нему хорошо подготовились. Да, были небольшие локальные аварии, которые мы оперативно устраняли. В начале 2000-ных у нас централизованное теплоснабжение было практически уничтожено и город перешел на индивидуальное теплоснабжение. Даже в многоэтажных домах у людей стоят котлы. У нас около 300 физлиц пользуются центральным теплоснабжением. А вот износ сетей – хроническая болезнь. В городе от 80 до 100% сетей изношены. Нам начали недавно выделять средства на их замену", — сообщил мэр.
Как он уточнил, в 2017-2018 годах на ремонт сетей водоснабжения было выделено порядка 7,5 млн рублей, в 2019-м планируется направить еще 2,5 млн рублей. Кроме того, 7,5 млн рублей предусмотрено выделить на ремонт сетей теплоснабжения.
Намного лучше, по словам Эдуарда Селиванова, обстоят дела с газоснабжением Джанкоя: "Где у нас практически нет проблем, это газоснабжение. У нас только несколько улиц не газифицированы, в следующем году мы это решим", — обещает он.
Сворачиваем на улицу Интернациональную, перпендикулярную рынку. Здесь стоят такси, а их водители в отсутствие клиентов устроили своеобразный чемпионат по нардам. Громкие разговоры "извозчиков" прерываются радостными криками во время удачных бросков кубиков. Вместе с тем можно заметить, что на этой улице, которая одна из самых оживленных в городе, мало молодежи. Как поясняет Эдуард Селиванов, многие юные джанкойцы уезжают в другие города, чтобы реализовать себя. Однако власти работают над тем, чтобы изменить ситуацию.
По его словам, старт этой работе уже дан. "Мы в ближайшее время восстановим стадион, уже выделили землю и заказали документацию на оздоровительно-физкультурный центр, ремонтируем центр культуры и досуга", — перечисляет мэр Джанкоя.
В ожидании поездов
Здание железнодорожного вокзала, к которому мы подходим, выглядит практически новым: внутри чисто, видны следы недавнего ремонта. И это несмотря на то, что он практически не эксплуатируется.
На перроне сегодня находятся только путейцы, но в конце года сюда вернутся пассажиры. При этом запуск железнодорожной части Крымского моста позволит увеличить не только количество пассажиров, следующих через Джанкой, но и объемы грузов.
По словам мэра, город активно готовит площадки под будущие инвестпроекты, которым в условиях улучшенной транспортной доступности развиваться будет гораздо проще.
"Джанкой был индустриальным городом, но сейчас все не совсем так. Сегодня осталось несколько крупных производств. У нас есть семь инвестиционных площадок, поступают заявки – бизнес интересуется. Мы понимаем, что без развития производства город не сможет развиваться. Мы отдаем себе отчет, что мы должны обеспечить условия для создания предприятий, и как следствие, рабочих мест. У нас были потенциальные инвесторы, они изучили вопрос со всех сторон и сейчас идет период взвешивания всех "за" и "против". Был инвестор, предлагавший построить завод по ремонту сельскохозяйственной техники, было предложение по строительству цеха швейной продукции и многое другое. Спектр довольно широкий", — констатирует глава администрации.
Места для дошкольников
В ближайшее время власти Джанкоя обещают решить один из важных вопросов – ликвидировать очереди в детские сады. Для этого в городе возвели два новых дошкольных учреждения – один по ФЦП, второй по муниципальной программе.
"Первый детский сад (по ФЦП) – объект особой гордости. Он был построен буквально с нуля, на пустыре. Здание готово на 100%, идет процесс лицензирования. Группы готовы, оборудование установлено, персонал набран. Детсад рассчитан на 220 мест. Учитывая, что активная очередь у нас — порядка 350 детей, то мы перекроем две трети потребности. Еще один детский сад у нас также готов, он рассчитан на 120 мест. Таким образом, мы закроем активную очередь", — рассказывает Эдуард Селиванов, показывая здание детсада, построенного в рамках ФЦП.
Кроме того, добавляет он, в городе начато строительство модульного дошкольного учреждения. Это также позволит открыть дополнительные места.
Работа, семья, спорт
"Дом у меня существует только, чтобы прийти и переодеться, отдохнуть, переночевать и опять вернуться на работу. Иногда не понимаешь, где понедельник, где воскресение… Мне повезло – супруга работает в органах муниципальной власти, и мы понимаем друг друга. Какие-то поздние возвращения с работы или ранние уходы не вызывают каких-то негативных эмоций", — с улыбкой признается мэр.
"На хобби немного времени есть – занимаюсь спортом, это позволяет эффективно работать. Поэтому мне и близки вопросы спорта. В основном я занимаюсь волейболом, футболом, чтобы можно было держать себя в тонусе. В апреле планирую поучаствовать в чемпионате среди ветеранов в возрасте 45+ по футболу, а там посмотрим — выйдет или нет (принять участие – ред.)", — рассказывает он.
После этого Эдуард Селиванов опять возвращается к теме развития Джанкоя и, резюмируя вышесказанное, выражает уверенность, что уже к концу 2019-го жизнь города радикально измениться: по Крымскому мосту приедут первые поезда, вместе с ними и пассажиры, и грузы. Этого события мэр ждет с нетерпением, поскольку оно, по его словам, станет для муниципалитета новым стартом.