Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым
Недавно в районе 30-ой береговой батареи, которая находится на Сверенной стороне Севастополя в поселке Любимовка, началось строительство частного жилого дома. Рабочие прямо у ее подножья ударными темпами вырыли фундамент и установили бетонные блоки будущей постройки. Эта ситуация возмутила многих севастопольцев, ведь "тридцатка" – один из ключевых участников героической обороны города в 1941-1942 годах, который чудом сохранился до наших дней.
Как получилось так, что на "подземный линкор", который долгими месяцами сдерживал дивизии Манштейна от захвата города, сегодня со всех сторон наступают частные дома, разбирался корреспондент РИА Новости Крым.
От залпа содрогалась земля
Донором батареи выступил линкор "Полтава" (в советские времена "Михаил Фрунзе"), построенный в царские времена. Сегодня башни корабля №1 и №4 гордо смотрят в сторону Черного моря.
Сегодня 30 береговая батарея входит в состав центра материально-технического обеспечения Черноморского флота и находится на консервации. Однако при необходимости она может быть приведена в боевую готовность. Вход на территорию комплекса для простых обывателей закрыт, объект охраняют военнослужащие.
Стройка на костях
После возвращения Севастополя в состав России документы были переоформлены в соответствии с российским законодательством. Согласно публичной кадастровой карте Севастополя, на склоне перед батареей со стороны моря выделено пять земельных участков площадью от 10 до 35 соток. До недавнего времени строительство на них не велось. Однако весной прямо напротив одной из башен рабочие стали рыть котлован и устанавливать бетонные блоки фундамента.
Формально собственник земельного участка вправе строить жилой дом в районе батареи – никаких ограничений для этого нет. Однако существуют обстоятельства, которые могут ограничить проведение строительных работ в этом месте.
В управлении охраны объектов культурного наследия Севастополя, которое выступило заказчиком паспортизации объекта и заплатила за это бюджетные средства, также не смогли подтвердить работу специалистов компании на объекте.
"Я не знаю, были ли они на этом объекте, но они обязаны были быть", — сказал РИА Новости Крым начальник управления Сергей Рязанцев.
"Сами мы не может включать в охранную зону объекты. Для этого нам требуется обращение. Если есть объекты, которые обладают признаками исторического наследия, есть просьба включить их в состав границ конкретной территории — мы сделаем это. С другой стороны, рядом с батареей находится множество коммуникаций, которые обеспечивали ее работу – это железная дорога и так далее. Если разбираться, 30 батарея — огромный комплекс, который занимает десятки, если не сотни гектаров. Поэтому это вопрос философский, что включать (в границы памятника)", — отметил чиновник.
РИА Новости Крым пыталось связаться с представителями компании для комментариев, однако на телефонные звони и письма нам так и не ответили.
Что делать
"Строительные работы на участке ведутся без необходимой по закону историко-культурной экспертизы. Поэтому мы будем привлекать собственника к административной ответственности. Если ущерб превысит 500 тыс рублей — это будет уголовная ответственность. Но это будет решать суд. Остановить стройку мы не можем, наша задача — определить насколько это новое строительство влияет на 30 батарею", — подчеркнул начальник управлении охраны объектов культурного наследия Севастополя Сергей Рязанцев.
Шестак уверен, что спасти 30 батарею от застройки может только консолидация сил всего города и придача объекту федерального статуса.
"Собственникам земли можно выделить участник в другом месте. Уверен, они согласятся, и вопрос будет закрыт мирным путем", — подчеркнул он.