Алексей Гончаров, корреспондент РИА Новости Крым
Все о провокации ВМС Украины в Черном море – в сюжете РИА Новости Крым >>
Но ни политики и журналисты соседнего государства, ни эксперты и масс-медиа "цивилизованной" части планеты сегодня почему-то не вспоминают инцидент 18-летней давности, произошедший в том же Черном море с участием турецких рыболовецких шхун и украинских пограничных катеров. Происшествия хотя и не идентичные, но очень схожие. Только в одном случае сторону, законно применившую оружие против дерзких нарушителей, никак не травили в прессе и на международной арене, а в другом – объявили "жестоким агрессором".
Бой на "рыбном месте"
Но без жертв все же не обошлось. Преследуя другое браконьерское судно – "Серне Финер", – пограничники также использовали все предписанные нормами средства, но не смогли его остановить. Отстреляв все холостые снаряды, пришлось применить боевое оружие. Капитан шхуны погиб, один рыбак получил ранения. Одному судну удалось уйти от преследования. Уцелевшие корабли и моряки были задержаны и отконвоированы к украинским берегам. Кстати, одно из этих суден пограничники впоследствии использовали в разведывательных целях. Выходя на нем в море в поисках браконьеров, украинские стражи границы удачно маскировались под "своих" и проводили не только разведку, но и операции по задержанию нарушителей.
"Давили со всех сторон"
"По сценарию все также, один в один. Одно предупреждение, второе, сигнал "Лима", погоня… Турки не останавливаются. Никто не церемонится, их в упор расстреливают – гражданские суда. Суда тонут… Остатки экипажей подняли на борт. Это все, что Вам надо знать об "агрессии" со стороны России и Украины и разности действий", – написал Цуркин в Facebook.
В тот период Погранвойска в своих действиях руководствовались украинским законодательством о госгранице и Погранвойсках, которые были практически полной копией законов СССР. Согласно этим документам, решение о пропуске или не пропуске через границу, задержание контрабанды, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также применения оружия принимают командиры и начальники пограничных войск, а также старшие пограничного наряда.
"В данном случае решение о применении оружия в отношении шхун-нарушителей принял командир корабля. Эти действия утвердили и высшие руководители погранвойск страны. Все было сделано в строгом соответствии с законом, после того, как все другие средства для остановки шхун были исчерпаны", – отметил он.
Бывший командир Симферопольского Погранотряда вспоминает: и когда задержанные турецкие шхуны и моряки находились под следствием, и когда суд принял решение конфисковать суда и оштрафовать владельцев, на него оказывали давление украинские чиновники высокого ранга. Среди них тогдашний министр иностранных дел, бывший лидер националистического "Народного руха Украины" Борис Тарасюк, а также украинский консул в Турции. Под угрозой снятия с должности и разжалования они требовали отпустить корабли и всех моряков.
Жесткие, но законные действия пограничников тогда принесли свои плоды. После этого инцидента турецкие рыбаки стали вести себя очень осторожно и практически перестали заходить в украинские воды, благодаря чему популяция камбалы-калкана практически полностью восстановилась.
Попустительство под маской "законности"
В ситуации с катерами ВМС Украины российские пограничники, по мнению Мушиманского, также действовали жестко, решительно и в соответствии с законодательством РФ.
По его словам, в таких ситуациях нужно строго охранять границы в соответствии с законом, в политических экономических и военных интересах государства и не оглядываясь на мнение мирового сообщества.
"Что было бы с такими кораблями-нарушителями у берегов Турции или США? Их бы потопили. А от России требуют "соблюдения законности" по отношению к украинским морякам, то есть по сути – попустительства, слабости и нерешительности. Чем больше мы будем это проявлять, тем больше будем иметь таких инцидентов у наших границ", – подчеркнул Виктор Мушиманский.
Таким образом, пример двух схожих происшествий в Черном море позволяет в очередной раз продемонстрировать проявление политики двойных стандартов — как со стороны Украины, так и стран Запада. Кого объявлять "жертвой", а кого – "агрессором", диктует геополитическая конъюнктура и "стратегические" интересы больших и не очень государств.