Алексей Вакуленко, корреспондент регионального подразделения МИА "Россия сегодня" в Симферополе
Зачем Евпаторийскому дому-интернату для престарелых и инвалидов 170-летний армяно-григорианский храм Святого Николая и храмовые сооружения, в том числе построенное по проекту видного архитектора Павла Сеферова дореволюционное здание армянской церковно-приходской школы? Для чего объекты религиозного назначения учреждению, чьи уставные цели никак не связаны с богослужебной деятельностью? Ответы на эти вопросы искал корреспондент сайта РИА Новости Крым Алексей Вакуленко.
На исповедь по паспортам
В России с 2010 года действует федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". В этом документе, в частности, подчеркивается, что "государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом". "Невозможно отрицать, что и церковь и располагавшиеся (и расположенные по сей день) на ее территории храмовые сооружения построены нашими предками и должны принадлежать армянской религиозной общине. Более того, это — достопримечательности города!" — говорит зампред местной религиозной организации "Церковь Сурб Никогайос" (Святого Николая) Анаит Исраелян.
По словам директора дома-интерната Ольги Аджимуллаевой, обеспечить абсолютно свободный доступ к храму она не может. "Никто ж не отменял закон об антитеррористических мероприятиях. Дом-интернат — это учреждение закрытого типа, у нас охрана", — поясняет она.
Такие же требования предъявлены прихожанам храма. Им директор организации благосклонно позволяет проводить в здании богослужения. "Мы же не можем всех (прихожан — авт.) знать в лицо, а у меня сто пятьдесят человек лежачих людей и сто двадцать сотрудников на объекте!" — признается Аджимуллаева.
Время возвращать долги
Несмотря на это, спустя десять месяцев Совет министров РК передал в оперативное управление Дому-интернату и сам храм, и бывшее здание армянской церковно-приходской школы, и дом настоятеля, в котором в настоящее время располагается администрация учреждения. Чем было продиктовано это решение, неясно. Однако на вопрос о том, для чего гериатрическому интернату армяно-григорианский храм, директор уклончиво отвечает: "Это не ко мне вопрос".
В итоге уже более двух лет прихожане не могут включить в храме электрообогреватели (централизованной системы отопления в здании нет). Сырость и холод внутри церкви вряд ли соответствуют оптимальным условиям содержания, о чем красноречиво свидетельствует трескающаяся и осыпающаяся штукатурка. По закону, охранное обязательство по содержанию объекта культурного наследия возложено на дом престарелых. По словам директора учреждения, средств на содержание построенного в середине XIX века храма пока нет. "Все должно выделяться из бюджета Республики Крым, так как мы республиканское учреждение. Пока (средства на содержание храма — авт.) не выделяются", — поясняет она.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции