Андрей Киреев, журналист сайта РИА Новости Крым
В середине ноября во время "прямой линии" губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников выразил недовольство состоянием дел на "Севморзаводе". По мнению градоначальника, предприятие восстанавливают слишком медленно, его загрузка оставляет желать лучшего.
Что сегодня происходит на одном из важнейших заводов города, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.
Восставший из небытия
К концу украинского периода "Севморзавод" находился в состоянии тотального упадка: строительство судов не велось, территория готовилась под коттеджную застройку. После воссоединения Крыма с Россией руководство страны поручило правительству Севастополя восстановить уникальный судостроительный комплекс и интегрировать его в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
30 марта 2015 года правительство Севастополя и ОСК подписало меморандум о сотрудничестве и утвердило "дорожную карту" по интеграции ГУП в АО "Центр судоремонта "Звездочка" (входит в ОСК). После этого в Севастополе создается филиал АО "ЦС "Звездочка", которому в аренду сроком на 49 лет передают "Севморзавод".
Передача ГУП в федеральную собственность должна была решить вопрос с землей (ГУП передал в аренду "Звездочке" только недвижимое и движимое имущество), без которого филиал не мог запустить процесс модернизации и реконструкции цехов "Севморзавода" стоимостью 7 млрд рублей. "Начать процесс реконструкции и модернизации цехов, мастерских и всех площадок завода мы может только после получения целостного имущественного комплекса", — подчеркнул Дрей.
"Результат изменения номенклатуры объекта федерализации фактически стал причиной очередного срыва сроков федерализации предприятия: Росимущество предписало устранить нарушения, чего до сих пор не произошло не по нашей вине", — отметил руководитель филиала.
В правительстве Севастополя заявляют, что бумажная волокита с вопросом передачи "Севморзавода" в федеральную собственность не связана с передачей "ЦКБ "Черноморец".
Чиновник заверил, что для завершения федерализации "Севморзавода" остается фактически один шаг — чтобы Росимущество согласовало устав нового предприятия.
"Еще в августе этого года подписаны акты о передаче имущества в федеральную собственность, никаких замечаний по этому поводу от федеральных органов мы не получали. С нашей стороны все обязательства выполнены. Сейчас идет процесс согласования устава между Минпромторгом и Росимуществом", — сказал Ежиков.
Когда эта работа будет завершена, чиновник сказать не смог. А пока итог бумажной волокиты – отсутствие федерального статуса ГУПа и срыв сроков начала реконструкции и модернизации завода.
Вспомнить все
"Программа технического перевооружения стоимостью 2,2 млрд рублей реализуется в соответствии с графиком. Уже законтрактовано и идут поставки оборудования более чем на 1 млрд рублей. В частности, уже закупили станки для механического, трубомедного, корпусосборочного цехов, куплен новый батопорт (плавучий гидротехнический затвор дока) и отремонтирован старый, восстанавливаются доки, причальные стенки, крановое хозяйство", — подчеркнул Дрей.
По словам руководителя завода, восстановление докового хозяйства уже со следующего года позволит предприятию существенно нарастить портфель заказов.
"Это очень серьезные дорогостоящие заказы, но чтобы развивать предприятие нам нужна линейка заказов – как минимум 10 плавкранов, которые мы будем закладывать и сдавать каждый год. Так мы сможем восстановить технологические процессы строительства тяжелых плавкранов, создать конгломерацию контрагентов, в срок выполнять заказы, получать прибыль", — отметил он.
"Чтобы сдавать по плавкрану в год нам требуется около 2 тыс основных рабочих, сегодня работает около 300 (всего более 620 сотрудников)", — сказал руководитель предприятия, ответив, что средняя зарплата на предприятии приближается к 40 тыс рублей в месяц.
Слабое звено
"У нас судоремонт делится на две составляющие: гособоронзаказ и коммерческий судоремонт. В плане гособоронзаказа мы плотно сотрудничаем с Черноморским флотом, а с 2019 года мы договорились обслуживать новейшие корабли ЧФ, которые начали поступать на флот после 2014 года", — подчеркнул собеседник.
Дрей подтвердил, что "Севморзавод" в состоянии провести модернизацию крейсера "Москва". "У нас для этого все есть: сухие доки, причальные стенки с глубинами, крановое хозяйство. Но решение по крейсеру "Москва" будет принимать руководство Минобороны", — отметил он.
По словам директора севастопольского филиала "Звездочки", представители "Севморзавода" активно ведут переговоры о ремонте судов с основными российскими компаниями черноморского региона, которые располагают парком плавсредств.
"Наш завод могут загружать "Черноморнефтегаз", "Росморпорт" и "Крымские порты". Чтобы обслуживать их суда и проводится техническое перевооружение завода. Нам необходимо больше заказов по судоремонту", — добавил Дрей.
В ожидании прибыли
Но чтобы предприятию выйти на рентабельность, необходимо завершить интеграцию предприятия в ОСК, выйти на полную загрузку мощностей по судостроению и судоремонту, укомплектовать завод профессиональными кадрами.
"Решение первого вопроса (передача целостного имущественного комплекса в ОСК) позволит нам сэкономить на арендной плате – это огромные деньги, которые мы сегодня платим. Вместе со100% загрузкой мощностей мы сможем получать прибыль", — подчеркнул руководитель филиала.
По оценкам Дрея, это должно произойти в перспективе пяти лет, с учетом поддержки на самом высоком уровне.