Иван Данилов, автор блога Crimson Alter, для РИА Новости
Дональду Трампу, а также дружной русофобской клоаке американских сенаторов и конгрессменов удалось то, что казалось невозможным: российские предприниматели массово русифицируются в финансовом смысле, отказываются от расчетов в долларах и переводят свои активы из западных банков в российские. Показательно, что это не оценки условной "кремлевской пропаганды", а данные главного западного агентства деловой информации — Bloomberg, которое ссылается на сведения, полученные из источников в российском бизнес-сообществе. Антироссийские санкции сломали самое главное оружие Вашингтона в борьбе с Москвой: взращенную в эпоху позднего СССР уверенность значительной части отечественной элиты в том, что российское государство — это серийный обманщик и враг, а также веру, что на Западе (в отличие от России) право собственности является святым, непреложным и освобожденным от любых политических рисков. Всего пары лет санкций и нескольких десятков миллиардов долларов капитализации, потерянной компаниями Дерипаски и Вексельберга, оказалось достаточно для того, чтобы показать вменяемой части российского бизнеса абсурдность данной веры.
Журналисты агентства Bloomberg считают, что во всем, разумеется, виноват лично Дональд Трамп, который, по их выражению, "помогает Владимиру Путину". Это, конечно, довольно забавная конспирологическая версия, и можно долго развлекаться, представляя себе, каким образом Путин мог принудить или убедить Трампа участвовать в операции по национализации российской бизнес-элиты, но на самом деле все было значительно прозаичнее. Весь мир был свидетелем принятия многочисленных пакетов антироссийских санкций, и уж точно нельзя сказать, что санкции, которые привели к репатриации активов в Россию, являлись некой самодеятельностью американского президента. Как раз наоборот: он (слабо) сопротивлялся санкционным эксцессам, сторонниками которых были влиятельные демократы и республиканцы. Нельзя сказать, что никто не предупреждал российский бизнес о последствиях излишнего доверия западным юрисдикциям. В роли пророка по вопросам офшорных проблем сбежавших из России капиталов выступал лично Владимир Путин. Напомним его крылатую фразу, сказанную шестнадцать (!) лет назад в адрес российских держателей офшорных капиталов: "Есть все основания полагать, что и дальше будут ужесточаться режимы использования средств, размещенных в офшорных зонах. Я не говорю, что они завтра будут заморожены, но если решение подобного рода с разными вариациями будут приниматься, <…> замучаетесь пыль глотать, бегая по судам в попытках разморозить эти средства".
По информации, которая "утекла" в российские СМИ, компаниям из так называемого списка Белоусова уже "спущен" из правительства список приоритетных проектов, в которые требуются частные вложения общим размером 7,1 триллиона рублей.
Если бы российское государство добивалось репатриации капиталов исключительно пунитивными (то есть карательными) методами, то у него бы появились дополнительные враги. А теперь бизнес понимает, что сотрудничество с государством и инвестиции в Россию — это не наказание, а хорошая (и иногда единственно возможная) стратегия выживания и развития бизнеса. Еще несколько лет назад было невозможно представить себе, что западные СМИ будут сообщать о массовом бегстве капиталов в Россию: "Большая часть частных экспортеров опустошили свои счета в США и Европе, а многие перевели средства в государственные банки или российские отделения европейских банков, сообщают информированные источники. Центральный банк России не публикует статистику репатриированных капиталов, и трудно сказать, сколько денег конкретно было возвращено компаниями в Россию. Однако Сбербанк, крупнейший банк России, только что сообщил о том, что корпоративные средства во всех валютах выросли с января по август на 17% до уровня в 98 миллиардов долларов".
Британские СМИ недавно писали о том, что количество российских учеников в школах Соединенного Королевства за три года упало на 40%. Более того, то же агентство Bloombergв феврале этого года сообщало о том, что "российские миллиардеры создают в России мегашколы для того, чтобы конкурировать с Итоном и Эксетером".