СИМФЕРОПОЛЬ, 7 авг — РИА Новости Крым. В Крыму сотни автомобилистов ежегодно разбивают машины из-за плохого состояния дорожного покрытия. Где-то на асфальте образовалась глубокая яма, в другом же месте поломалась решетка ливневой канализации, а в третьем и вовсе посреди проезжей части зияет провал открытого люка. Однако не все автомобилисты, повредившие машины из-за плохих дорог, знают о возможности получить компенсацию ущерба от дорожников. Как действовать в такой ситуации и где искать справедливости – читайте в материале РИА Новости Крым.
Поймал яму? Измерь ее!
На ямы существует ГОСТ (Р 50597-93), именно он регулирует максимальные размеры дефектов дорожного покрытия на дорогах. Требования к состоянию дорог определяют, что повреждение асфальта не должно превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 — в глубину. Если же яма по размерам больше, ее обязательно должны оградить специальными знаками или сигнальными огнями. Превышение любого из этих показателей при отсутствии предупреждающих табличек дает право водителю судиться с компанией, обслуживающей трассу. Поэтому первое, и немаловажное, что должен сделать вознамерившийся искать справедливости водитель – это тщательно измерить повреждение асфальта.
То же касается и канализационных люков – отклонение крышки не должно превышать 2 см относительно поверхности проезжей части. В ГОСТе Р 50597-93 указано, что о повреждении люков или ливневых решеток участников дорожного движения должны информировать регламентированные знаки, а сами проблемные участки необходимо ограждать. Если же этого сделано не было, тогда самое время задокументировать все и оформить дорожно-транспортное происшествие.
"Включаем" сыщика и собираем доказательства
Стоит учитывать, что автомобилисту придется самостоятельно доказывать, что авария произошла не по его вине, а вследствие невнимания дорожников к состоянию проезжей части. Для этого важно привлечь свидетелей (пассажиров, прохожих или других автомобилистов, находившихся рядом в момент ДТП), которые подтвердят факт аварии.
"На подобные ДТП сотрудники Госавтоинспекции выезжают. При оформлении таких аварий инспекторами составляется акт недостатков в содержании улично-дорожной сети, после чего принимаются меры для реагирования в отношении владельцев дорог", — сообщили РИА Новости Крым в пресс-службе МВД по РК.
Также важно получить у инспекторов ГИБДД определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Если же правоохранители укажут в документе, что водителем был нарушен п. 10.1 ПДД (соблюдение безопасной скорости), то именно его сочтут виновным в происшествии, и компенсацию получить не удастся, подчеркивает автоюрист Сергей Радько.
Где искать ответчика?
После оформления документов начинается один из самых сложных этапов — необходимо найти организацию, отвечающую за участок дороги с опасной ямой. Для этого нужно обратиться в территориальное подразделение ГИБДД, откуда прибыли полицейские на оформление вашего ДТП.
"Инспекторы прекрасно знают компании, которые отвечают за конкретные участки дорог. И при этом надо попросить сотрудников полиции написать заявление о привлечении к ответственности по ст.12.34 админкодекса РФ должностных лиц, отвечающих за состояние проезжей части. Есть такая обширная практика, когда привлекают должностных лиц организаций за правонарушения, и это является хорошим основанием для возмещения вреда, — советует автоюрист Сергей Радько. — То есть если будет установлена компания и будет доказано, что из-за неправильной эксплуатации дороги допущено отклонение от ГОСТа и это стало причиной повреждения, то судом обязанность возмещения вреда может быть возложена на эту организацию".
После определения дорожной компании, отвечающей за проблемный участок проезжей части, необходимо произвести оценку повреждений автомобиля. Если происшествие ограничено пробитыми колесами и погнутыми дисками — можно обойтись и без оценщиков. Если же повреждения масштабнее, то прибегать к услуге этих экспертов придется.
Наряду с документами о ДТП акт оценки — один из ключевых инструментов в борьбе за компенсацию ущерба. Эту услугу оплачивает владелец автомобиля, позже ее стоимость включается в общую сумму претензий, что подкрепляется соответствующими чеками.
В случае, если пострадавший автомобиль застрахован по Каско (тип автострахования – ред.), страховщики сами занимаются взысканием суммы ущерба от дорожников. Если нет, то придется взять все в свои руки. Для оценки необходимо пригласить ответчика по делу (обслуживающую дорогу организацию – ред.) на осмотр машины, уведомив его об этом телеграммой. В акте осмотра важно указать явившиеся стороны. Далее отправляем виновнику весь пакет документов: требование о добровольном возмещении ущерба, копии протокола, акта экспертизы, справок и прочих документов об аварии. И только в случае нежелания ответчика идти на контакт обращаемся в суд.
Яма на полмиллиона
Однако и это не предел. Годом ранее житель Севастополя отсудил у города полмиллиона рублей также за "ямочное" ДТП – его автомобиль Honda попал в огромную дорожную выбоину на улице Индустриальной. Лопнула шина, легковушка врезалась в бордюр, а затем и в дерево. Водитель сломал лучезапястный сустав. Не получив никакой компенсации, он обратился к Фемиде. Севастопольский горсуд определил, что Городское коммунальное управление обязано компенсировать водителю материальный и моральный вред, расходы на адвоката и госпошлину — всего 487 тысяч рублей.